Так постановил Первомайский районный суд г. Омска по результатам рассмотрения иска Западно-Байкальского межрайонного прокурора о взыскании с ОАО «Транссибнефть» ущерба в размере 940 096 125 рублей, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды в результате разлива нефти в 1993 году.
Тогда в результате разрыва нефтепровода на территории Тыретского муниципального образования на землю вылилось 25 тыс. куб. м нефти, из которых 20 тыс. было собрано. На площади разлива взамен загрязненного верхнего слоя почвы был нанесен плодородный слой толщиной 20 см и высеяны многолетние травы. Через три года результаты анализов показали полное отсутствие следов нефти в почве и воде.
Иначе и быть не могло. Нефть – нестойкое вещество, она разрушается даже под действием солнечного света. В почву нефть при разливах проникает на глубину до 40 см, где за два летних сезона полностью разлагается обитающими в почве микроорганизмами до безвредных простых углеводородов. При попадании нефти в воду летом до трети нефти испаряется в виде легких фракций, а тяжелые фракции опускаются на дно. Если вода насыщена кислородом, нефть полностью разлагается придонными микроорганизмами за пять месяцев. В аэронаэробных условиях (при дефиците кислорода) разложение продолжается до 250 дней. Через два-три года продукты полного разложения нефти возвращаются в кругооборот органики в природной среде.
Ситуация с разливом нефти под Тыретью один раз уже была предметом рассмотрения в суде. В 2007 году глава Тыретского муниципалитета обратился в суд с иском к ОАО «Транссибнефть» на сумму 3 820 735,60 рублей в связи с якобы «присутствие нефтепродуктов в водозаборе п. Тыреть». Экспертиза никаких следов нефти в водозаборе естественно не обнаружила. В 2012 году отсутствие последствий 20-летней давности аварии подтвердил суд в Омске.
В 1993-1995 годах нефтепроводная компания потратила 194 млн рублей на устранение последствий аварии. И вот теперь местные власти решили получить с компании деньги еще раз. Им нужно решить проблему питьевой воды в поселке, к которой нефтепровод не имеет никакого отношения. Вода в водопроводе поселка Тыреть непригодна для питья, о чем было известно еще в 1965 году, когда для снабжения водой Тыретского солерудника были пробурены две артезианские скважины. Водозабор начал работу в 1979 году, а само водопользование было узаконено в 1988 году. Воду было разрешено использовать только для технических нужд, так как по минерализации, мутности, окисляемости и содержанию железа она не соответствовала ГОСТ 2374-85 «Вода питьевая». В 1996 году скважины из собственности солерудника были переданы на баланс ЖКХ.
Питьевую воду в Тыреть возили и возят за 30 километров. Вот только если многие годы ее раздавали населению поселка бесплатно, то теперь стали продавать по рублю за литр. Люди стали жаловаться. Всем ясно, что надо строить водопровод, но владельцам крупнейшего в Сибири соляного рудника тратить на это свои деньги не хочется.
Перед судом в местных СМИ появились статьи о бедственном положении жителей поселка. Разлитая нефть, говорилось в публикациях, отравила воду в водозаборе, разъела металл водопроводных труб, и вообще «с каждым годом нефтяное пятно в почве только расползается, отравляя грунтовые воды и новые участки земли». Все эти «страшилки» на омский суд не подействовали, и он вынес решение на основе реальных фактов.
Разливы нефти и нефтепродуктов случаются у нас нередко. И порой, как при разливе под Тыретью, они становятся поводом для местных властей попытаться получить с виновников куда больше реального ущерба. При этом людей запугивают насколько неправдоподобными «страшилками», что невольно возникает мысль о своекорыстных интересах стоящих за этим людей.