Примерное время чтения: 9 минут
92

Мигранты в законе: в Омске растёт число преступников из числа приезжих

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Омске 21/08/2013
Фото Дмитрия Шарыпова

Понятно, что чем больше иностранцев приезжает в нашу страну, тем больше преступлений они совершают.

Угроза извне

По словам Ларисы Цыгал, начальника отдела информации и общественных связей УМВД России по Омской области, общее количество преступлений, совершаемых в регионе, за семь месяцев текущего года сократилось почти на 10%, а вот преступления, совершаемые приезжими, наоборот, участились. Причём более чем на 30%! Кроме того, в 1,5 раза выросло число преступлений, совершаемых в отношении приезжих, где они выступают потерпевшей стороной. Количество правонарушений, совершаемых иностранцами, тоже зашкаливает – их зафиксировано более 1 300. И это только по линии полиции.

У представителей миграционной службы к гостям из ближнего и дальнего зарубежья свои претензии.

Столичные события на Матвеевском рынке, где в ходе драки с южанами пострадал полицейский, вызвали цепную реакцию по стране: во всех регионах России сотрудники оперативных служб начали проверять рынки и иные места массового скопления мигрантов. Не стал исключением и Омск. Правда, катализатором процесса проверок общественного порядка в местах компактного проживания и работы мигрантов явились не столичные, а местные события.

Не все мигранты опасны. Некоторые и правда приехали работать. Фото Дмитрия Шарыпова

Гетто в старом Кировске

Напомним, что ещё 19 июля на Черлакском рынке вспыхнула массовая драка с поножовщиной. Суть конфликта была проста: владелец киоска и поставщик товара не сошлись в условиях поставки и разобрались с помощью кулаков и колющего оружия.

На следующий же день, как подтверждают в полиции, на рынке был проведён рейд. В тот день было задержано почти 300 человек, которые не смогли предъявить документы. После проверки данных большинство задержанных были отпущены – они смогли доказать, что находятся в России законно. Но вот 24 человека сделать этого не сумели – теперь их ожидает суд и выдворение за пределы России. Более того, в ходе мероприятий служебные собаки обнаружили два автомобиля, ранее перевозившие наркотические вещества.

А уже после московских событий прошли масштабные рейды и на китайской оптовке (выявлено 20 нелегалов), на «Омском привозе» и даже в местах компактного проживания мигрантов в старом Кировске (здесь задержанных было 95 человек, но после проверки нелегалами оказались лишь два иностранца). Кстати, на китайском рынке было найдено и незарегистрированное огнестрельное оружие. В полиции сообщают, что такие рейды будут продолжаться еженедельно.

Стало больше бомжей

Бродяжничество – ещё одна современная беда Омска, прямое следствие нерешённости миграционного вопроса. По данным экспертов, на улице живёт более 23 тысяч мигрантов, лиц без гражданства и доморощенных бродяг, потерявших все документы и не знающих, куда им идти.

Для оказания помощи бездомным в Омске работает центр социальной адаптации на улице Семиреченская. Его часто называют обидным словом «бомжатник». Сюда попадают бывшие зэки, нелегальные мигранты, те, кому некуда пойти или кого выгнали родственники из дома – целый калейдоскоп поломанных судеб. 62% местного населения – инвалиды I и II группы. Такой центр – один-единственный на всю Омскую область и на весь Сибирский федеральный округ. Разумеется, потребности даже Омской области он обеспечить не в силах – помещение рассчитано всего на 178 человек. Зимой, в самые сильные морозы, в «ночлежке» удаётся уместить около 200 коек, но всё это – капля в море.

Центр социальной адаптации. Фото Дмитрия Шарыпова

Число бродяг с каждым годом увеличивается не в последнюю очередь и из-за возросшего притока незаконных мигрантов, пришедших в Омскую область пешком и в обход пунктов пропуска. Время от времени нелегалов находят и выдворяют за рубеж. Но чаще они возвращаются тем же путём.

В начале августа в Нижнеомском районе на местном маслозаводе обнаружили семь граждан Узбекистана, работавших незаконно. Четверо из них нелегально находились на территории России. Нижнеомский райсуд оштрафовал их на 2 тыс. рублей и выдворил за пределы страны. И таких примеров – сотни. За пределы РФ из нашей области в этом году отправлено 47 иностранных граждан, а всего к ответственности за нарушение режима пребывания привлечено 573 иностранца.

Клиент из Нигерии

Если вы думаете, что Омская область притягивает исключительно жителей приграничного Казахстана, вы ошибаетесь. Сотрудница центра социальной адаптации увлечённо перечисляет национальности постояльцев: «Китайцы, узбеки, таджики, армяне, грузины, афганцы… Ой, ещё из Нигерии один был! Уму непостижимо, как он у нас оказался без документов!».

Уточним, что мигранты содержатся в центре до того момента, как их выдворят или депортируют из страны. Срок может затянуться до года, так как процедура получения документов для выезда иногда занимает значительное время. Только за год на передержку попали 96 мигрантов.

Кстати, нелегальных «туристов» содержат до выдворения почему-то за госсчёт. А ведь остальным постояльцам всё же приходится платить рублём за проживание в центре социальной адаптации. На это уходит около 4 000 руб. в месяц вместе с трёхразовым питанием. Все расценки утверждены приказом РЭК. Обед, ужин и завтрак здесь весьма бюджетные – 69 руб. Правда, бесплатно имеют право содержаться те, у кого нет никакого дохода, будь то пенсия или заработная плата. Получается не совсем справедливо: «своих» бомжей государство игнорирует в пользу незванных гостей, вопреки закону оказавшихся на территории России.

От редакции

Жители сопредельных государств, нелегально пересекающие границу, очень часто пополняют и без того немаленькое число омских бездомных. Стоит констатировать, что над регионом нависла угроза не только криминализации, но и маргинализации населения. И решить эту проблему силами гражданского общества явно не получится. Нужны серьёзные усилия региональных властей и взвешенная миграционная политика.

Официально

  Михаил Дитятковский, министр труда и соцразвития Омской области:

– Бездомным, в том числе и приезжим, нужно уделять особое внимание. Эта проблема остро стоит перед всеми органами госвласти Омской области. Прорабатывается вопрос увеличения числа койко-мест в центре на Семиреченской, а также создания подобных учреждений на территории муниципальных районов области. Конечно, никто не говорит о масштабном строительстве таких центров, всё-таки муниципальные бюджеты это не потянут, но планируется выделить комнаты для временного размещения граждан без определённого места жительства.

Наша статистика свидетельствует, что 20% людей, получивших поддержку от государства, снова становятся полезными членами общества.

Спасаем жизни

Люди, для которых уход за бродягами – работа, уверены, что, прежде всего, они спасают человеческие жизни.

  – Самая большая проблема – нехватка мест для обеспечения инвалидов, которые лишены возможности себя обслуживать, – объясняет Андрей Иванов, директор БУ Омской области «Центр социальной адаптации». – Среднестатистический портрет нашего клиента – человек старше 40 лет, как правило, имеющий инвалидность. Но когда мы говорим о расширении, значит, делаем что-то не так. Мы наоборот должны сужаться, так как работаем на истребление этого явления.

Мы хоть как-то пытаемся адаптировать бродяг к нормальному образу жизни. Контингент тяжёлый, и самое главное в работе с ним – это терпение. Потому что любое сказанное слово может вызвать вспышку гнева и агрессию. Недавно к нам привезли 26-летнюю беременную женщину, которая жила в Советском парке. Но как только она узнала, что у нас нельзя пить и курить, ушла обратно на улицу. А держать в центре силой мы не имеем никакого права.

Не все привыкают!

  Бахромбек Юсупов, президент омской общественной организации «Содружество узбекистанцев»:

– Мы в диаспорах знаем об увеличении числа преступлений, как совершённых мигрантами, так и совершённых против них. И нас это огорчает. Хочу сказать, что не все таджики, узбеки, казахи, приезжающие из своей страны в Россию, ведут себя здесь адекватно. Нередко приехавшие на заработки в Россию узбекистанцы спиваются с местными алкоголиками, общаются с бомжами, бродяжничают. Иногда мы находим наших сограждан, годами не выходивших на связь с родными, в чудовищном состоянии. В таких случаях мы стараемся как можно скорее отправить их домой. За своими родственниками приезжают жёны, родители. Деньгами на проезд, а также восстановить потерянные документы через консульства помогает диаспора. А кого-то мы можем сами привести за руку в миграционную службу и попросить через суд выдворить на родину, пока человек здесь не совершил какое-то преступление или не попал в беду.

Очередей из местных нет!

  По мнению Ольги Жуковой, журналиста службы информации одной из омских радиостанций, нет ничего плохого, что в наш город на заработки приезжают мигранты:

– Я очень удивляюсь, когда некоторые говорят, что мигранты не дают работать россиянам, занимая чужие рабочие места. Не вижу я очередей из омичей, которые с большим желанием готовы работать на стройке, на оптовке, выращивать огурцы в теплицах… Да и платят мигрантам ничтожно мало, ни один местный житель за такие деньги и с дивана не встанет. Другой разговор, что использование дешёвого труда гастарбайтеров выгодно владельцам бизнеса, привлекающим на работу иностранцев, пусть даже и легальных. Бизнесмены стараются максимально сократить расходы на производство, и дешёвая рабочая сила, не претендующая на соцпакет, собственников производства вполне устраивает. Я уже не говорю про нелегалов – на них хозяева экономят по полной.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах