Примерное время чтения: 9 минут
277

Восстание «рабов»: омичи перестали бояться начальства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ в Омске 05/06/2013

Омск, 5 июня – АиФ-Омск. Неужели люди наконец-то стали защищать свои трудовые права и открыто требовать то, что им полагается по закону? В областной прокуратуре отмечают, что количество заявлений от граждан в последнее время действительно увеличилось.

«Культурная» забастовка

Елена Мельничук – концертмейстер Омского музыкального училища имени Шебалина. По словам Елены Николаевны, её заставляют работать бесплатно. Омские суды почему-то встают на сторону работодателя. Зато на сторону преподавателя училища встала инспекция по труду Омской области. Но добиться правды Елене Мельничук пока не удалось.

Работодатель считает, что преподаватель находится на работе только в часы занятий, а урочное время длится в течение 36 недель. Ещё 8 недель – это оплачиваемый преподавательский отпуск. Остальное время преподаватели занимаются иной работой: внеучебной и методической. Внеучебная работа – это подготовка и проведение экзаменационной аттестации, неделя зимой и три недели летом. Плюс в период зимних каникул преподаватели две недели ходят на работу и занимаются подбором репертуара, ведут методическую работу и т. д. – всё по приказу руководителя училища. Но эти недели не тарифицируются в начале года.

Иными словами, не тарифицируя другие виды работ в каникулярный и экзаменационный период, работодатель «размазывает по тарелке» на 10 месяцев те деньги, которые учитель заработала за учебные часы в течение восьми месяцев. Два месяца она трудится бесплатно. По опыту других учреждений эти недели нужно тарифицировать по средней нагрузке, которая в Шебалинке равняется 24 часам в неделю.

– Помимо того, что мне не платят заслуженные деньги, на меня оказывается давление. Многие коллеги тоже рады бы возмутиться, но не рискуют. А я вообще-то консерваторию окончила и имею приличный стаж преподавательской деятельности. Да и потом, мы получаем не такие уж большие деньги, чтобы два месяца в году работать за спасибо! – заявила решительная Елена Николаевна, которая намерена идти до конца.

Просто не пустят

С бюджетниками в городе явно не всё в порядке. Если в Шебалинке проблемы с зарплатой, то сотрудники городского центра детского (юношеского) технического творчества вообще остались без работы. В январе этого года центру исполнилось четверть века. В мае педагогам объявили, что в рамках оптимизации системы дополнительного образования учреждение будет реорганизовано. Коллектив, не согласившись с этим решением, обратился в прокуратуру и в СМИ с просьбой разобраться в происходящем.

– О том, что можем остаться без работы, мы узнали 7 мая, – рассказывает Юлия Котова, завотделом прикладного творчества. – А сейчас нам сказали, что через несколько дней наши кабинеты опечатают и мы в них уже не зайдём. Кое-кому из преподавателей предложили работу в других учреждениях образования, но около 30 человек на сегодня не знают, как будут жить дальше. Я в числе тех, кому не предложили ничего.

Охотничьи споры

Ну и на «закуску» – «охотничий» конфликт. Инспекторы БУ «Управление по охране животного мира» при мин- природы Омской области подали заявление в прокуратуру на своего руководителя Виктора Данилова.

По словам инспекторов, с его приходом на место директора всё перевернулось с ног на голову. В заявлении в прокуратуру значится, что «с первых дней начались унижения, оскорбления, прессинг сотрудников. Директор Данилов уволил 15 сотрудников, которые ему неугодны». Максим Синцов, создатель клуба омских охотников, комментирует:

– Инспекторы направили заявление в прокуратуру и готовы отстаивать свои права. Но они боятся афишировать свои фамилии, не хотят потерять работу.

Заявление в прокуратуру подписали от имени коллектива, без указаний фамилий. Именно поэтому в прокуратуре не смогли дать подтверждение, что заявление получено. В минприроды «АиФ в Омске» отправил запрос с просьбой разобраться в вышеуказанной ситуации, и в ближайших номерах мы опубликуем официальный ответ.

Как советует Дмитрий Леонов, сотрудник областной прокуратуры, всем омичам, кто не согласен со своими работодателями, не нужно бояться обращаться в конфликтных ситуациях в трудовую инспекцию или прокуратуру. Но здесь вопрос риторический: что выберут сами омичи – будут терпеть самодурство вышестоящих или отстаивать свои права до последнего и… терять работу?

Что нарушаем?

  • 104 000 работодателей зарегистрировано на территории Омской области.
  • За 2012 год трудовой инспекцией проведено 348 плановых проверок предприятий, на 2013 год запланировано 470. Не чаще одного раза в три года проводят плановые проверки.
  • В 2012 году количество обращений граждан уменьшилось на 14%, но это не является показателем улучшения ситуации на рынке труда.
  • На начало 2013 года работодатели задолжали своим сотрудникам около 6 млн рублей.

Кстати

Первые забастовки трудящихся в бывшем Советском Союзе прошли в 1989 году. Забастовку шахтёров Кузбасса поддержали 110 шахт бывшего СССР. Правительство заключило Кузбасское соглашение, которое положило начало процесса правового регулирования коллективных трудовых споров.

Конституция РФ 1993 года закрепила право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Компетентно

  В советские времена на каждом предприятии были профсоюзы – очень серьёзные организации, которые отстаивали интересы трудящихся в случае ущемления их прав. Сейчас даже если в трудовом коллективе и есть профсоюзный комитет, то никакими реальными полномочиями по защите прав работников он не обладает.

Именно поэтому всё чаще люди в случае незаконных увольнений, сокращений, задержке заработной платы стали обращаться в суды, – считает Анастасия ЕЛИСЕЕВА, юрист. – Но это касается в основном крупных компаний. В малом бизнесе ситуация иная. Даже если работник уверен, что его, к примеру, увольняют незаконно, он предпочитает не связываться с работодателем. Вернуться работать к человеку, с которым судился, – на это мало кто отважится.

Мы, конечно, не Европа, где трудовые споры работники предпочитают решать путём забастовок и массовых увольнений, потому что это самый действенный способ заставить работодателя считаться с интересами трудящихся – он сильно бьёт по карману.

Тем не менее, в последнее время в Омске работники различных предприятий и организаций стали выражать свой протест массово.

Мнения экспертов

  Сергей Беляев, руководитель Государственной инспекции труда в Омской области:

– Если вам задерживают или не выплачивают заработную плату, то обращаться в трудовую инспекцию нужно немедленно! Но что значит «немедленно»? В течение нескольких часов, как не выплатили зарплату или в течение двух-трёх суток? Я, становясь на место человека, которому задерживают зарплату, подождал бы максимум неделю, а потом сказал бы: «У вас свои проблемы, а у меня свои. Кредиты в банк отдавать, одежду покупать, еду, ребёнку кружок оплачивать...». И список продолжать можно долго.

Закон гласит, что в течение трёх месяцев работник имеет право обратиться в суд – с того момента, как он узнал о своём нарушенном праве. Через три месяца суд откажет в рассмотрении дела, если у человека не было уважительной причины. Приведу пример: работник обращается в суд в январе и говорит, что ему с июля не платят зарплату. В таком случае ему объяснят, что с этой проблемой он должен был обратиться раньше. И его деньги за август, сентябрь и октябрь останутся у работодателя. Мы постоянно говорим омичам о том, чтобы они не боялись идти жаловаться.

  Вадим Морозов, депутат Законодательного собрания Омской области:

– Сегодня статистика показывает, что суд при рассмотрении жалоб – именно жалобы поступают от работников на работодателей – принимает сторону работника. Это единицы, когда работодатель смог отстоять свои права. Действительно, работодатель на митинг не пойдет. Его задача сложнее – менять общественное мнение, которое зафиксировало, что все работодатели – тираны, которые не платят зарплату и вечно штрафуют сотрудников. Я считаю, что отчасти это еще и тот уровень образованности людей. В мировой практике трудовые отношения четко прописаны, и как раз работа профсоюзов и компенсирует ограничения работника в правах.

Чтобы защитить себя, работодателю необходимо составить нормальный трудовой договор, а при отборе работников проводить соответствие их тем задачам, которые он перед собой ставит. Тем более испытательный срок дает возможность понять, нужен ли тебе этот работник или нет. Если работодателю ценна репутация его компании, он не пойдет в суд за разбирательствами, ему проще решить проблему сразу. Этим и пользуются недобросовестные сотрудники. Дружеских отношений с коллективом добиться можно за счет корпоративных ценностей, правильной внутренней и внешней мотивации работников и просто человеческого отношения.

Женщина – социальный инвалид?

  Известная российская феминистка Мария Арбатова, приехав в Омск, рассказала, почему женщин дискриминируют на рынке труда и почему они боятся бороться за свои права:

– В нашей стране дискриминируют женщин при попадании в большую политику, которых туда не пускают в силу патриархальных традиций. Дискриминируют и на рынке труда. То есть, пока вы молодая и хорошенькая, вас рассматривают не с точки зрения, какой вы специалист, а с позиции, можно ли с вами интригу закрутить? Или: родите вы в будущем или нет? Есть коммерческие фирмы, которые чуть ли не подписку заставляют давать о том, что в случае беременности вы сделаете аборт. Это глубоко подсудное дело, но девушки боятся судиться, потому что ничего в этом не понимают. И зря! Потому что самый страшный день для молодой женщины, когда её беременность становится заметна. В этот момент начальник считает её предательницей, женщина превращается в социального инвалида, её перестают рассматривать как специалиста. Такого быть не должно, и отстаивать свои права нужно обязательно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах