О том, как преодолеть последнее волнение и о чем нужно помниь в первую очередь - рассказывает Виктор Дмитриевич Полежаев, декан Омского государственного технического университета, доктор педагогических наук член-корреспондент РАЕ
Самое главное что нужно усвоить для себя: оценка – не самое главное в жизни, а ЕГЭ – это всего лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще только предстоит пройти.
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь. Не придавайте этому событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Заранее поставьте перед собой цель, которая вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Хорошо известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены: каждому, кто демонстрировал хотя бы минимальные старания во время обучения в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, вы обязательно сдадите экзамен.
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Имеет смысл оставить один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить торию, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Не напрягайтесь накануне экзамена, хорошенько отдохните, выспитесь, ну а утром вам нужно настроить себя на качественную вдумчивую работу. Очень многое при сдаче экзамена зависит от вашего состояния, знания не определяют успех на все сто процентов. В первую очередь, все переживания и страхи нужно оставить за дверью экзаменационного помещения. Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. После выполнения подготовительной части – заполнения бланков, экзаменуемому необходимо отрешиться от окружающего его мира, забыть о существовании других. Теперь для него существует только текст задания, временные границы на его выполнение.
Работу лучше разбить на три этапа. Сначала выполняются те задания, в которых присутствует стопроцентная уверенность. Затем даются ответы на более сложные вопросы. И напоследок оставляется то, чего вы точно не знаете, однако интуиция может дать вам правильные советы. Следите за временем, распределить его нужно грамотно. Перед вами два или три блока заданий. Естественно, это не означает, что на каждый блок вы должны тратить равное количество времени. Как правило, первый блок – самый легкий, и выполняется довольно быстро. Другие блоки сложнее и на них тратится больше времени. Кроме того, вам нужно предусмотреть несколько перерывов, например, чтобы съесть шоколадку или бутерброд, ведь со временем внимание снижается, если работать без отдыха. Для активной работы мозга требуется много жидкости, особенно летом, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Однако, не надо увлекаться этим перед экзаменом, иначе экзаменаторы могут воспринять частые походы в туалет как попытки улучшить результаты.
Рассмотрим, например, тест ЕГЭ по математике. В сегодняшних КИМах отсутствует часть «А». То есть сейчас ЕГЭ по математике нельзя считать тестом. Есть задания, которые требуют всего лишь одного или двух математических действия. Начинайте с них! Если, на ваш взгляд, правильных ответов (или почти одинаковых) несколько (изредка так бывает), выберите «наиболее правильный». Если правильных ответов не наблюдается совсем, то выберите тот, который больше всего соответствует традиционным определениям из учебника. Далее пробуйте решать, или хотя бы набросать решение более сложных заданий. Посмотрите часть «С». Если вы уверены в решении, запишите на черновике основные этапы решения, не расписывая их. Потому что часть «С» требует особого подхода, требующего не только правильного решения, но и оформления. Перечитайте вопросы – на все ли вы ответили, о чем вас спрашивали? Пересчитайте еще раз свои утверждения, добавьте недостающие, если сможете.
Заполнение бланков ответов начинайте с крестиков части «А» – это самое простое. В части «В» не забывайте про написание по образцу букв или цифр – писать надо печатными буквами по образцу, но не курсивом (т.е. без наклона). Часть С лучше переписывать по порядку: С1, С2 и т.д. – так будет легче проверяющему (вдруг он вам за это балл добавит?) – и вы наверняка перепишете все ответы (бывает, что по невнимательности ответ остается только в черновике). Этап оформления – далеко не последняя составляющая правильного ответа. Не спешите, проговаривайте все этапы решения. Перед сдачей работы пробегитесь еще раз, вдруг что-то упустили и забыли. Пишите разборчиво. Не экономьте места. Попросите организаторов в аудитории обеспечить вас черновиками и дополнительными бланками для ответа на часть «С». Если вам откажут в их получении, то это может послужить основанием для подачи апелляции.
Следует помнить, что на экзамене не могут присутствовать в качестве организаторов специалисты-предметники. Поэтому бессмысленно задавать вопросы по содержанию билетов, оформлению решений и форме записи ответов в бланки, – вам всё равно не ответят. Если в части «В», к примеру, требуется решить уравнение и у вас получилось два ответа, то надо думать не о том как записать результат в бланк, а какой из них будет лишним.
Возможна и обратная ситуация. Так в задаче С4 демоварианта ЕГЭ 2011 по математике требуется «найти радиус окружности, … касающейся прямой BC». Многие абитуриенты понимают BC как отрезок и предполагают, что точка касания располагается между B и C. Однако задача допускает второе решение, когда точка касания располагается вне этого отрезка. В ответ на предложение автора этой статьи заменить в условии задачи «прямую BC» на «прямую, про-ходящую через точки В и С», руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко ответил, что экзаменующиеся не должны путать понятия «прямая», которая является бесконечной и конечный «отрезок прямой».
Наш мозг всегда схватывает главное, не уделяя второстепенному должного внимания. Составители тестов широко пользуются этой особенностью мышления, рассчитывая, что мы отнесемся невнимательно к деталям сформулированного задания. Чтобы не попадаться на эту удочку, не ленитесь читать задания несколько раз и делать выбор ответов, тщательно взвешивая все «за» и «против». Аргументация выбора «мне так кажется» или «потому что это неверно» не подойдет. Иногда полезно сделать схематичные рисунки или даже написать отдельные фразы.
Например, довольно распространенной ошибкой абитуриентов на математике является неверное исследование поведения функции по заданному графику её производной. В этом задании зачастую график производной принимают за график самой функции.
Что лучше, не отвечать вообще на незнакомый вопрос или ответить, но неправильно? Отвечать надо на все вопросы. За неправильные ответы баллы не снимаются, то есть вы ничего не теряете, а вдруг угадаете и ответите правильно. Компьютерная программа и члены комиссии, проверяющие часть «С» ЕГЭ, не могут знать ничего о вашей личности. Вы можете быть прилежным учащимся, просто хорошим человеком, но, если ответите неверно на вопросы теста, даже если в черновике будет всё правильно, никто над вами не сжалится. Таким образом, данный экзамен предполагает одинаковые условия для всех участников. В принципе, это справедливо.
Многим кажется, для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно, не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера надо перестать готовиться, совершить прогулку, принять душ и после этого хорошо выспаться, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразное состязание, к которому надо подойти на пике формы, показать все свои возможности и способности.
В прежние (доинтернетовские) времена выпускники городских школ по вечерам накануне экзаменов собирались в определенных местах и обменивались добытой по различным каналам информацией о темах сочинений, вариантах заданий и т.д. Зачастую, это помогало успешно проходить испытания. Сейчас этому способствует Интернет. Во времена проведения Централизованного тестирования абитуриентов и в начале проведения эксперимента по введению ЕГЭ нередко накануне этих экзаменов во всемирной сети всплывали не только реальные варианты, но и реальные ответы (ключи) к ним.
Автор этих строк неоднократно критиковал Федеральный центр тестирования за недоработки по обеспечению информационной безопасности контрольно-измерительных материалов (КИМов). Наши предложения были услышаны, и теперь КИМы формируются программно так, что даже их составители видят реальные варианты только после проведения экзаменов. Поэтому нет смысла перед ЕГЭ искать варианты ответов или сами билеты. В интернете многие сайты предлагают вам купить ответы, варианты этого года или что-нибудь подобное, но не ведитесь на это. Все это обман. Совершенно ответственно можно сказать: те кто это предлагают – мошенники.
Конечно же неверно считать, что каждый абитуриент имеет свой ни на кого не похожий вариант. Оригинальных комплектов КИМов не так уж и много. Поэтому даже в одной аудитории могут обнаружиться КИМы не только с трафаретными (похожими), но даже идентичными заданиями. Опыт проведения Централизованного тестирования в две волны показал, что повторно экзаменовавшиеся абитуриенты во второй раз показали результаты существенно лучше, чем в первый. Это и понятно – отсутствовал фактор неожиданности, многие типы заданий уже были как следует проработаны. Поэтому и нынешним выпускникам можно посоветовать использовать эту же методику. Хотя и существует законодательный запрет на разглашение КИМов, однако в интернете можно найти реальные КИМы апрельского ЕГЭ этого года.
Многие выпускники 2010 года за счет различия в часовых поясах воспользовались такой информацией, размещенной на одном из интернетовских сайтов жителями Дальнего Востока. Однако здесь проявился такой казус. По математике эти варианты помогли только жителям азиатской части России. А группа одиннадцатиклассников европейской части страны в интернете даже собирала подписи против того, что им были предложены непохожие варианты, поэтому они оказались в неравных условиях по сравнению с другими регионами при сдаче ЕГЭ.
Абитуриенты делятся и другими анекдотическими ситуациями на ЕГЭ. Тут и примеры использования шпаргалок, и что у мобильников при фотографировании во время экзамена срабатывали вспышки или звуковые сигналы. Но весело при этом было только окружающим. А ведь это может кончиться весьма плачевно. Ведь, к примеру, учащимся, выложившим в интернете свои задания со штрих-кодами, результаты ЕГЭ были аннулированы. К тому же, в связи с ужесточением законодательства в 2011 году наблюдателей предупредят о применении более строгих наказаний за проступки на ЕГЭ. Поэтому, если уж помогать абитуриентам, – то не переходя грани дозволенного. Ясно, что выпускник, ознакомленный накануне экзамена с прорешанными репетитором задачами по математике из реального варианта этого дня, имеет лучшие шансы успешно сдать ЕГЭ. Однако самому абитуриенту может только навредить просиживание у компьютера всю ночь перед экзаменом в ожидании какой-то информации, ведь её может и не быть. Советуем даже вечером прекратить любые попытки прорешивать какие-либо задания из образцов ЕГЭ – ничего, кроме нервотрепки, из этого не получится.
В пункт проведения экзамена явиться лучше заблаговременно. Приготовьте заранее с вечера все необходимое: пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении), ручки, карандаши и другие разрешенные к использованию на данном экзамене предметы, сменную обувь (если требуется) и т.д. Если в школе холодно, надо тепло одеться, но чаще экзаменуемые страдают от жары. Поэтому надо определиться что для вас будет лучше: «париться» в пиджаке, набитом шпаргалками и телефонами, или комфортно чувствовать себя в летней рубашке или блузке. И, вообще, на экзамен одежду и обувь следует подбирать так, чтобы было комфортно и ничего не отвлекало от выполнения работы. Из-за отсутствия прически, макияжа или маникюра количество баллов не уменьшится. Следует также предусмотреть, чтобы ваш облик был выдержан в спокойных тонах. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего!
На экзамене уверенность в себе – один из залогов успеха. Важно только, чтобы она не переходила в самоуверенность и, тем более не граничила с наглостью. Ваша доброжелательность должна распространяться на всех окружающих, а особенно на преподавателей, которые заняты в проведении ЕГЭ. Не стесняйтесь задавать вопросы, пока это возможно. Заранее поинтересуйтесь, будет ли возможность выйти при необходимости из аудитории и как это можно сделать. Помните: человек, который наблюдает за вами во время экзамена, – не враг вам, поэтому если у вас экстренная ситуация (не связанная с незнанием сдаваемого предмета), не стесняйтесь попросить его о помощи. Только делайте это максимально вежливо и корректно.
Старайтесь не мешать и не беспокоить соседей, ведь все находятся в равных условиях в аудитории. Не привлекайте к себе лишнего внимания. Забудьте на время о дружеских и родственных отношениях. На экзамене вы должны максимально работать на себя. Помните: были случаи, когда ученик, подсказывавший своему лучшему другу, удалялся с экзамена. Предупредите родственников, чтобы они не беспокоили вас по телефону, а одноклассники – не отвлекали на экзамене.
Пожелаем же абитуриентам удачи и везения! Но бороться надо до конца за каждый балл. Если, по мнению выпускника, были ущемлены его права, то в двух случаях можно подавать апелляцию: при нарушении процедуры проведения ЕГЭ – непосредственно после окончания экзамена; при несогласии с выставленными баллами – в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов. Участнику ЕГЭ, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии установленными требованиями. В Омской области в 2010 году была удовлетворена каждая седьмая претензия.
Апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ подается в том случае, если во время экзамена не были созданы нормальные условия для вашей работы: отсутствовали черновики, не был проведен инструктаж по заполнению бланков, в аудитории было шумно и т.д. Эту апелляцию нужно подавать уполномоченному представителю ГЭК, не покидая пункта проведения ЕГЭ после окончания экзамена. В случае серьезности нарушений процедуры экзамена вы будете сдавать ЕГЭ еще раз – в резервный день. Можно привести пример когда подобная апелляция была удовлетворена по причине того, что во время аудирования на ЕГЭ по английскому языку за окном шел ливень с громом, мешавший проведению экзамена.
Однако КИМы и ключи к ним составляют люди, поэтому иногда (но очень редко) выявляются ошибки разработчиков. К примеру, в прошлом году в части «A» КИМа по биологии ошибка в ключе была выявлена уже после выдачи аттестатов и свидетельств о результатах ЕГЭ. Всем пострадавшим в результате этой ошибки баллы были пересчитаны и выданы новые свидетельства.
Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы. Иногда абитуриентов пугают тем, что по результатам рассмотрения апелляции баллы за ЕГЭ могут и понизить. Это не совсем правда, потому что комиссия либо удовлетворяет апелляцию, либо – нет. Результат будет изменен только в случае обнаружения ошибки при подсчете баллов (что практически исключено).
Ни пуха ни пера тебе, абитуриент!!!