Примерное время чтения: 15 минут
408

Омичи возмущены магазинами, расположенными в жилых домах

Фото Максима Кармаева

Омск, 28 мая – АиФ-Омск. На Западе говорят, что малый бизнес – это локомотив экономики. И наши власти вроде бы стараются сделать всё возможное, чтобы этот самый «локомотив» очень быстро вёз наши «сани».

Но «благодаря» последним новшествам в законодательстве количество индивидуальных предпринимателей в Омске и регионе резко сокращается, а те, что остались, почему-то портят кровь нашим читателям.

Омские гипермаркеты, магазины и рынки: Где дороже?>>>

Вентилятор под окном

Малый бизнес – по понятным причинам – стремится занять первые этажи многоквартирных домов или поставить киоск поближе к подъезду. Так и клиентов больше, и строить отдельное здание не надо. Но от такого соседства жители квартир готовы иной раз лезть на стенку. Омичка Светлана Демченко живёт на втором этаже дома в центре Омска. Как утверждает хозяйка уютной квартиры, жить, точнее, спать полноценно в последние полгода у неё не получается:

– Всё началось, когда у нас на первом этаже открылся магазин «Букетик». Хозяин магазина повесил под моим окном вентилятор, и я вынуждена была круглые сутки слушать завывания прибора и терпеть вибрацию стены. С помощью старшей по дому мы заставили его вентилятор снять, но он поставил его в помещение на первом этаже.

Фото Максима Кармаева
Фото Максима Кармаева

От этого перемещения мучения пожилой женщины стали ещё сильней. От холодильников и вентиляторов, установленных в технических помещениях, вибрация и шум не даёт спать по ночам:

– Днём ещё жить можно – обычные житейские звуки перебивают вибрации и стук с первого этажа, но ночью просто беда. У меня же есть право на отдых? Почему бизнесмены строят своё богатство за счёт моего здоровья! Я уже не могу заснуть без успокоительных таблеток, к врачам хожу. Но это же ненормально, когда всю ночь в квартире шумит. Соседке хорошо, она плоховато слышит. А я мучаюсь. Пытка какая-то.

Конфликт вылился в публичный ещё зимой, но тогда бизнесмен убедил читательницу не жаловаться и пообещал устранить проблему. Однако хорошего поведения бизнесмена хватило ненадолго – лишь ушла проверка, аппараты-мучители заработали вновь. Светлана Наумовна обратилась в полицию, те отправили её в Роспотребнадзор, который в ходе проверок ничего криминального не нашёл.

Какие товары в нашем городе лучше не покупать>>>

– У меня такое впечатление, что бизнесмен к проверкам очень хорошо подготовился. В этот момент шумов, которые мне мешают спать, не было. А когда проверяющие уходили, всё заводилось заново. А перед первой ночной проверкой в магазине устроили сандень, отложили новый завоз цветов и на следующий день пустые холодильники после санобработки работали заметно тише. Но стоило проверяющим уехать, как прямо в два часа ночи подвезли новый товар, заполнили холодильники, и всё загудело с прежней силой.

К сожалению, действительно, сберечь цветам товарный вид без холодильника невозможно, но здоровье отдельно взятого человека сберечь важнее. Светлана Демченко намерена отвоевать своё право на тишину. Не из вредности или стремления к скандалу, а наоборот, чтобы получить такой забытый читательницей покой.

Автор фото

Сходила за мороженкой…

А другая наша читательница, Галина Владимировна, проживающая на улице Ватутина, потеряла этот пресловутый покой совсем недавно. Она испытывает некоторые трудности в жизни от банального ларька у дома. Казалось бы, что плохого оттого, что рядом с твоим окном установили киоск? Да ещё и не с пивом или сигаретами, а с мороженым! Но когда торговый павильон стоит в пяти метрах от окна, загораживает солнечный свет, а покупатели прохладительного продукта так галдят, что пожилая женщина не может подойти к окну, ничего хорошего в этом нет.

Другая читательница, Зинаида Мишина, жительница ул. Заозёрной, говорит, что магазины просто заполонили улицы и дома.

– Куда ни кинь – магазин, пивнушка, закусочная, – говорит Зинаида Алексеевна.- Выходишь погулять с ребенком, а выбора нет – кругом сплошные торговые точки. Прогулка начинается и заканчивается магазинами. Сейчас закрывают детскую библиотеку «Дружба» – единственное место в нашем округе, где детей ждали, проводили культурные мероприятия. Вот я просто уверена: скоро на месте библиотеки откроется ещё один магазин! Но куда их столько? Растут как грибы после дождя, и нет на них никакой управы. Только мусор и вонь кругом.

– А у нас на улице Молодогвардейской полно кафе и магазинов, – жалуется жительница Московки Тамара Николаевна. – В итоге создаётся одна большая помойка! Предприниматели часто просто выносят мусор в мешках и оставляют на улице. Как с этим бороться? Где сотрудники КТОСа, который в двух шагах от этого безобразия, где депутаты, где культура, в конце концов?

Удивительно, откуда могла возникнуть такая конфликтная ситуация между бизнесом и потребителем? Ведь по логике вещей магазин у дома или даже магазин в доме – это очень удобно. Спустился на лифте, и вот ты уже можешь купить продукты, сходить в парикмахерскую или получить кредит в банке. На первых этажах сосредоточена вся жизнь. Но, видимо, у людей вызывает негативную реакцию ещё и тот факт, что каждый магазин украшает свой фасад и свою территорию кто во что горазд!

– Я живу в Ленинском округе и часто хожу по аллее на Серова. У дома 26 раньше было не пройти – не проехать: виной тому была гениальная идея некоторых предпринимателей уложить тротуарную плитку только у входа в свой магазин. В результате получилось, что между двумя магазинами, позаботившимися о плитке, образовалась рукотворная лужа. А всё из-за того, что уровень плитки значительно выше уровня асфальта. И пока бизнесмены не догадались, что общую территорию нужно привести в порядок совместными усилиями, знающие люди так и ходили несколько лет в обход этого места. А те, кто попал сюда случайно, могли угодить в глубокую лужу по щиколотку, – рассказывает наш читатель пенсионер Александр Владимирович.

Множество читателей жалуются, что хозяева магазинов, находящихся на первых этажах, не стремятся ухаживать за всем зданием, а ремонтируют только те стены, что принадлежат им. Вот и получается, что дом, в котором находится несколько организаций, похож не на архитектурное сооружение, а на клоунский костюм. И этот неприглядный дизайн тоже не может примирить жильцов с предпринимателями!

Автор фото

Можно договориться!

Александр КОСТЮК, директор продуктового магазина, расположенного в 12-этажке нового микрорайона на Левобережье, считает, что проблемы, возникающие у предпринимателей с местными жителями – это, как правило, результат неправильной организации работы торговой точки.

Языком цифр:
  • 32 029 организаций малого и среднего бизнеса (без учёта ИП) зарегистрировано в Омске на 1 апреля 2013 года. За три месяца текущего года их число увеличилось примерно на 380 единиц.
  • На 4 000 человек с 1 января 2013 года сократилось число ИП. На начало апреля их и число составляет – 36 288 человек.
  • 22 360 рублей – среднемесячная зарплата работников организаций МСП.
  • 13-е рейтинговое место из 39 Омский регион занимает по условиям развития для малого и среднего бизнеса.
  • Около 77% всего малого предпринимательства сосредоточено в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство и обрабатывающие производства.

– Наш магазин работает два года, трудности во взаимоотношениях с людьми были на первых порах, но совсем иного плана. Микрорайон был мало обжит, поэтому оборот торговли был очень низкий. Понятно, что люди будут недовольны, если в магазине громко играет музыка, продают спиртное в неурочное время или покупатели тут же у магазина распивают его и громко разговаривают. Или из магазина идут в дом неприятные запахи, шумит оборудование... Если же торговля ведётся в соответствии со всеми требованиями и нормами Роспотребнадзора, то местные жители будут только довольны – спустился из квартиры и быстро купил всё, что нужно.

По словам предпринимателя, в идеале возле каждого магазина должны стоять урны, а прилегающая территория – радовать глаз. Правда, это не всегда соблюдается. Кстати, прилегающая территория в любом случае закреплена за магазином, а значит следить за её чистотой обязан предприниматель.

– Мы так же, как обычные жильцы, заключаем договор с УК, оплачиваем её услуги, работу дворника, который регулярно убирает территорию, – поясняет Костюк. – У магазина есть свой мусорный контейнер, куда мы и складываем все отходы.

Малому бизнесу, по словам предпринимателя, и так приходится нелегко, а если ещё запретить торговлю в жилых домах, то немалая часть предпринимателей останется без куска хлеба. Вот, например, сам Александр после девяти вечера, чтобы сэкономить лишнюю копейку, работает в магазине продавцом.

– Конкуренция сейчас большая, плюс налоги, открываются федеральные гипермаркеты, заходят конкуренты из других регионов, рынок захватывают монополисты… Ну а про поддержку малому бизнесу, я конечно, много слышал по телевизору, но сам на себе её не ощутил, – подводит итог Александр.

От редакции

Понятно, что малому бизнесу трудно. Поддержки никакой, а кабала со стороны госорганов и проверяющих будь здоров. Но это не повод забывать о добрососедских отношениях и правилах приличия. Да и бизнесу по идее невыгодно воевать с потребителем. Жаль, что это не понимает застройщик торгового павильона в районе медицинской академии. Омичи уже протестуют – на территории сносимого ныне сквера появится ещё один торговый комплекс, которых и так в избытке в этом микрорайоне. Кстати на местах бывших скверов. Причём многие из них годами стоят полупустыми. Вырубая деревья, предприниматель вряд ли прорубает дорогу к своему магазину.

Боль не от того!

Вадим МОРОЗОВ, депутат Законодательного собрания Омской области, председатель ассоциации малого и среднего бизнеса Омской области:

– Безусловно, вопрос острый, и ответ на него неоднозначный. Однозначно лишь то, что если действительно есть нарушения со стороны предпринимателя, то Роспотребнадзор их найдёт (в данном случае, о чём говорится в тексте материала – уровень шума). Тогда предприниматель обязательно примет меры, чтобы устранить эти нарушения. Бывает и так, что некоторым бабушкам кажется, что болит голова у них от деятельности предпринимателя. А на самом деле источник неудобства в другом.

Ко мне как к депутату обратилась одна пенсионерка. Она тоже жаловалась на холодильники на первом этаже. Приехали на место, замерили уровень шума – оказалось, все нормально, всё в рамках правил. А когда к бабушке домой зашли, то увидели, что у неё 15 кошек и 5 собак – всё пахнет, неубрано. Так может, в этом проблема? Случаи бывают разные! Поэтому нужно искать причину и её устранять – не доводить до конфликта. Потому как предприниматель – человек не только ответственный, но и добросовестный, и должен вести свой бизнес в рамках установленного регламента. А общество, в свою очередь, не должно нагнетать обстановку в отношении предпринимателя.

Омск – большая коммуналка

Сегодня в Омске владельцы магазинов при их оформлении могут реализовать практически любые свои замыслы. Торговые точки, витрины украшаются по принципу: «Куда хочу, туда и ворочу!». В результате город похож на огромную коммуналку. Почему так происходит? Да потому, что градостроительный кодекс требует дополнений, – говорит Альберт КАРИМОВ, председатель омского отделения Союза Архитекторов России. – И законодательство позволяет на местном уровне вносить необходимые корректировки. С подобной инициативой должен выступить департамент архитектуры и градостроительства. В этом документе должны быть чётко оговорены требования и правила, в соответствии с которыми должны возводиться строения в городе, а к обсуждению этих дополнений должны широко привлекаться простые омичи. Или взять генплан застройки города. За него отдали 200 млн рублей! И что в итоге? Точечная застройка выросла в разы, частный сектор соседствует с высотками... За что отдали мы с вами деньги? Кому нужен такой генплан?

Кстати, во всех европейских городах есть, я бы сказал такие архитектурные «ловушки», которые нельзя перепрыгнуть при строительстве нового здания. Например, мало кто знает, что во Франции Генрих IV специально ввёл мансарды, чтобы оградить дома от достраивания. И таких примеров много, я считаю, что в Омске обязательно должны появиться подобные правила, которые будут определять традиции и облик города на века.

Официальное мнение

Павел Кручинский, директор департамента городской экономической политики:

Внешний вид города портят плохие магазины, хорошие напротив, украшают. В любом европейском или азиатском городе первые этажи по большей части заняты разными заведениями. Как правило, это торговля или сфера услуг. Магазины в шаговой доступности нужны и востребованы. Большей частью они рассчитаны на людей пожилого возраста, у которых нет автомобиля, чтобы поехать в гипермаркеты. Магазин у дома рассчитан на молодёжь, занятых людей, которые поздно приходят с работы, и у них нет возможности куда-то поехать, а в таких магазинах всегда можно приобрести товары первой необходимости. Если в магазине плохой ассортимент, в нём дурно пахнет, продукты просроченные или он элементарно не убирает свою территорию, то ему конечно, там не место. И по закону рынка, если есть плохой магазин – рядом появится хороший. Если жителей не устраивает работа магазина, нужно сразу обращаться в Роспотребнадзор.

Никаких формализованных требований к внешнему виду торговых точек нет, и считаю, что они излишни. Если этот вопрос будет регулировать чиновник, ничего хорошего не получится.

Бизнесменам не хватает мозгов?

Известный омский краевед Владимир СЕЛЮК, недавно вернувшись из Санкт-Петербурга, отметил, что омским бизнесмена определённо в плане переобустройства исторических зданий не хватает… интеллекта:

– В Петербурге тоже огромное количество исторических зданий принадлежат частным лицам. Но эти предприниматели поумнее наших будут. Дело в том, что когда они решают открыть в каком-нибудь памятнике культуры, к примеру, магазин, то приглашают для этого дизайнеров и архитекторов. В итоге из здания делают практически игрушку! Поэтому нашим предпринимателям нужно обращаться и прислушиваться к профессионалам. От этого всем польза – и дома не пострадают от подобных вмешательств, и частный бизнес оживиться и будет развиваться. В Омске же часто случается, что интеллекта для этого не хватает. Зачем на бывших московских рядах по Любинскому проспекту в одном доме сделали из окна дверь? Нужно с уважением относиться не только к своей истории, но и к людям, которые эти здания строили.

Кстати

Если в вашем доме открылся магазин, значит, его хозяин прошёл процедуру перевода жилого помещения в нежилое. Для этого необходимо соблюсти ряд условий:

  • помещение должно располагаться на первом этаже (если оно находится выше, то все площади под ним должны быть так же нежилыми);
  • оно должно иметь отдельный вход;
  • помещение не должно нарушать общий архитектурный облик здания (ст. 22 Жилищного Кодекса РФ).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах