Для Валентины Николаевны профессия стала настоящим призванием, с первого дня в детском саду, она поняла, что эта работа именно то, о чём она мечтала.
- Работать с детьми идут только те люди, которые нашли в себе необходимый потенциал. Потенциал обучать, делиться опытом. Я ещё после школы решила, что пойду в педагогику. Когда у меня была преддипломная практика, я сразу поняла, что не зря выбрала эту профессию. Мне понравилось работать с детьми. Знаете, когда маленькие дети к нам приходят, они настолько доверяют, что это доверие светится в их глазах. И что интересно, уже в яслях видно как дети учатся справляться со своими эмоциями. Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Ребенок – великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
Вся жизнь воспитателя и его деятельность посвящена нуждам подопечных, пониманию их интересов, принятию их «маленьких» проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведенный ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья.
Прогресс на лицо
- Но ведь от работы с детьми, наверняка очень устаёте. Не бывает желания бросить всё и уйти?
- Нет, что вы, такого не бывает. Ведь у детей очень чистые души, настолько интересно с ними работать, любопытно следить за их динамикой и прогрессом в развитии, отслеживать его и понимать, что ты не зря работаешь. Хотя конечно устаём мы здесь очень сильно и психологически выматываемся. Особенно устаю от бесконечного разговора: с детьми ведь необходимо постоянно разговаривать, их нужно выслушивать, нужен контакт глаз. А целый день, 7 часов говорить – это очень утомляет. Тем более, что наша работа не ограничивается общением только с ребенком. Мы общаемся и с родителями - делимся впечатлениями, успехами ребенка, получаем дополнительную информацию, просвещаем родителей. Так что говорить приходится много. Хотя за годы работы мы с коллегами уже профессионалы своего дела, и процесс «говорения» происходит спонтанно.
- Сейчас часто говорят, что дети стали другие. Кому ещё как не вам заметить эти перемены. Так ли на самом деле изменилось новое поколение?
- Современная жизнь предъявляет детям, особенно дошколятам, новые требования. Ребятишки стали более развитыми. Да и социальный запрос родителей и общества на образовательные услуги вырос. Наша задача, как воспитателей, подготовить ребенка, который бы гармонично взаимодействовал с окружающей средой.
Например, наш садик работает по нескольким направлениям, чтобы дети были гармонично развиты. Это и физическое развитие ребёнка, художественно-эстетическое, социально-личностоное и познавательно-речевое. И во всех этих направлениях маленький человечек должен быть развит. В нашем учреждении воспитательно – образовательный процесс происходит с использованием здоровьесберегающих технологий, что очень важно для психофизического состояния детей. Это и закаливающие мероприятия, технологии музыкального воздействия, физкультурные занятия, занятия из серии «О здоровье» и т.д.
-Но при всём этом родители, требуя от воспитателя развития своего чада, сами, нередко, уделяют ребёнку недостаточно внимания. Это проблема, или веяние времени?
-У родителей не хватает психологических и педагогических знаний, да и откуда им взяться, если у них нет специального образования. Мы стараемся консультировать их. Стоит отметить, что родители готовы водить ребёнка в разные кружки, а от дошкольного учреждения требуют всесторонне развивать своих детей. Наверное, они правы: раз мы оказываем воспитательно-образовательные услуги, то мы должны предоставить весь их спектр.
- Но ведь всё равно плохо, когда дети очень развитые, занимаются во множестве кружков, но при этом нет контакта с родителями…
-Конечно, это не хорошо. Прежде всего, ребёнок должен воспитываться в семье. Воспитание в детском саду вторичное, после маминого. Ведь дети свою модель поведения считывают именно с родителей. Поэтому они должны уделять внимание детям, а не перекладывать весь груз ответственности на плечи педагогов, пусть и квалифицированных.
- Родители часто обращаются к вам за советом?
- Постоянно. Бывает, что в семье различные стили воспитания: папа воспитывает по-своему, мама по-своему. А если ещё и бабушка с дедушкой участвуют в воспитании, то вообще все смешалось у ребёнка в голове. Поэтому взрослые очень часто приходят с вопросами. Поймите, родители бывают в хорошем смысле неадекватны к своим детям. Но этот фанатизм с их стороны до добра не доводит. Мы объясняем родителям и психологию развития каждого возрастного периода - что для ребёнка является нормой в его возрасте, а на что необходимо обратить особое внимание. Хотя нередко мамы и папы сами отыскивают полезную информацию: в Интернете, в книгах находят полезные сведения. Родители сейчас осведомлённые, и это хорошо. А бывает и такое, что начитавшись книг по педагогике и психологии, родители начинают искать в своем ребенке, и что самое удивительное – находить, «несуществующие симптомы». И вот здесь их любовь к ребенку идет только во вред. Но, как я и говорила ранее, мы разъясняем родителям определенные моменты, ситуации, что все достаточно индивидуально.
- Вот вы сказали, что есть много стилей воспитания, а какой выбрать?
- В нашей группе есть такой слоган: «хотите ли вы, не хотите ли, но дело, собственно, в том, что прежде всего вы родители, а всё остальное потом». Нужно жить интересами ребёнка и прежде всего его любить! Нужно уделять больше времени детям и внимания.
В приемной нашей группы, на стенде есть такое пожелание родителям:
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться!
Дайте радостно проснуться,
Дайте в сказку окунуться!
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться!
Дайте в рост ему подняться – ДАЙТЕ ДЕТСТВУ СОСТОЯТЬСЯ!!!
Очень хочется, чтобы при воспитании своего ребенка родители прислушались к данному пожеланию.
Главное моторика и речь
Когда корреспондент «АиФ в Омске» закончил своё дошкольное обучение, у него проверили технику чтения, провели собеседование, и, с чистым сердцем, отправили в школу. Интересно, а какие сейчас требования предъявляются к выпускникам детских садов.
-Во многих детских садах едва ли не иностранным языкам учат маленьких детей…
- Языки учить не самое лучшее в таком возрасте. А если у ребёнка есть речевые нарушения, то лучше не стоит этого делать. В детском саду мы развиваем у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, восприятие, речь. Расширяем познавательную сферу, в которую входят такие компоненты, как – стремление к овладению новыми знаниями, умениями, навыками; умение принимать учебную задачу и выполнять её; заинтересованность в положительной оценке своей деятельности; проявление активности и интереса. От восприятия особенно много зависит: бывает, что одну и ту же информацию дети в группе по-разному понимают. Один ребенок правильно понял инструкцию, а его сосед по парте – нет. Потому, что у второго восприятие не достаточно развито. А вот чтение и письмо наоборот сейчас не все школы приветствуют. Педагогам начальных классов нередко приходится переучивать детей при письме. Поэтому нужно установить разграничение. Наша работа – подготовить руку ребёнка к письму, развивая моторику. Мы много играем в пальчиковые игры, рисуем, лепим, вырезаем, карандашом даже прорисовываем элементы букв в подготовительной группе, но не сами буквы. Также в саду работает логопед, ставит детишкам правильное звукопроизношение, чтобы не было в дальнейшем трудностей с заменой звуков при письме, развивает фонематический слух Детей нужно подготовить и психологически. К тому, что они будут меньше играть в стенах школы, не будет сончаса, который они очень любят, рассказать о домашних заданиях. Мы даже в саду стараемся задавать на дом, чтобы дети не удивлялись этому в школе.
- Но ведь всех 20 детей за вырезание усадить трудно. Кто-нибудь обязательно будет елозить на стуле и отлынивать от «работы»?
- Так у нас все занятия проходят в игровой форме. По новым федеральным образовательным требованиям, мы обучаем детей играя. К тому же занятия проходят по подгруппам: половина ребятишек ушла на физкультуру, вторая - остается на вырезание. К тому же у нас интегрированное обучение: они не только сидят вырезают, но и рассказывают о том, что именно делают. То есть с одной стороны ребенок развивает моторику, но с другой и речь, и мышление и пополняет знания окружающего мира.
- Тем не менее, дети нередко любят покапризничать. Как их наказывать? Не бить же, в конце концов…
- я бы посоветовала родителям в качестве наказания применять лишение привилегий. Если ребёнок любит сидеть за компьютером – то нужно, лишь запретить ему какое-то время проводить у монитора. И для глаз полезно. Если существует традиция ходить в кафе по субботам, то нужно отменить поход, потому что ребёнок огорчил. Необходимо донести до ребенка, что это не он сам плохой, а совершил поступок, который огорчил педагогов или родителей. От наказания не должна пострадать самооценка ребёнка. Потом очень тяжело вытянуть заниженного ребёнка. Завышенная самооценка под влиянием общества сама придёт в норму, а с заниженной придётся долго бороться. В такой ситуации мы в саду стараемся побудить ребёнка заняться, чем-нибудь хорошим. И обязательно необходимо понять причину определенного поведения. Ведь почему дети ведут себя плохо? Они хотят обратить на себя наше внимание, заявить свою позицию.
Талант из детства
-В детях видны задатки и таланты, или в дошкольном возрасте об этом говорить ещё рано?
- Бывает, что сразу видна одарённость. У меня был случай, когда у ребёнка во второй младшей группе открылся талант к изобразительному искусству: он лепил животных. Мы устраивали даже индивидуальные его выставки. А в старшей группе его работы уходили на городские конкурсы.
- На улице узнаёте выпускников, вспоминают ли они Вас?
- Конечно. Они к нам приходят и после своей линейки школьной. С цветами, поздравляют. Мы отслеживаем их динамику в школах. Ну а когда встречаешь детей на улице думаешь: неужели у меня в группу ходил. Вон как вымахал уже! Но они тоже всегда узнают, подходят, спрашивают как дела. А скоро мои бывшие выпускники приведут в наш сад уже своих ребятишек, чему я очень рада!
Досье:
Валентина Николаевна Мельникова
Родилась в Ленинабаде (Худжанд) Таджикистан.
Окончила Худжандское педагогическое училище, позднее училась в Новосибирском государственном педагогическом университете, где получила специальность педагог-психолог.
Воспитатель 1 категории, 15 лет педагогического стажа. В детском саду №283 работает с 1999 года.