Примерное время чтения: 7 минут
604

Идём в детский сад. Что изменилось в работе воспитателя за последние годы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске 26/04/2017
Лучшему воспитателю предстоит выступить на всероссийском конкурсе.
Лучшему воспитателю предстоит выступить на всероссийском конкурсе. / Александра Горбунова / АиФ

Светлана Сахарова работает воспитателем в детском саду № 12 уже 11 лет. Раньше у него был другой номер, но потом два садика объединили. С первых минут общения сразу располагает к себе: добрые глаза, приятный голос и мягкий характер. Конечно же, ощущается и большая любовь к детям.

Марина Петрова, «АиФ-Омск»: Какие впечатления остались у вас после конкурса?

Светлана Сахарова: Теперь предстоит выступить на всероссийском уровне, переживаю, это большая ответственность. Хочется войти в десятку и поэтому страшновато - вдруг не получится. Ведь в региональном конкурсе всё получилось с третьего раза. В 2012 году участвовала только в заочном этапе, в 2013-м не попала в число призёров. В этом получилось, но  не ожидала победы, все участники были сильными. Невозможно выделить кого-то, до последнего момента было непонятно, кто победит. Сейчас нужно проанализировать всё и сделать ещё лучше. Я пошла не за премией и славой, а чтобы себя проверить, ответить на вопрос, кто я.

Какие дети?

- Было сложно готовиться?

- Сложно в том плане, что мы ещё находимся на этапе освоения стандарта. ФГОС во многом изменил работу. К примеру, раньше были занятия. Сейчас по стандартам такой формы нет, есть совместная деятельность с детьми, она имеет особую структуру. И не всегда получается у педагогов её выстроить так, какой она должна быть.


ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕБЁНКУ ДРУГОМ.


Совершенно другими были и отношения между педагогом и детьми. Присутствовал больше авторитарный стиль общения, сейчас мы стремимся к партнёрству. Воспитатель должен быть ребёнку другом. Поэтому нет занятий по типу урочных, как в школе. Дети сидели за столами, а мы стояли, как учителя, и весь материал им выкладывали, будь то лепка, развитие речи или математика. Сейчас ребятишки свободно передвигаются, высказывают предположения. И мы в совместной деятельности достигаем результата, который должны запланировать. Изменились формы работы и позиция воспитателя по отношению к детям.

- Эти изменения в отношениях идут на пользу?

- Дети уже не чувствуют себя такими зажатыми, они активны. Я считаю, что так они лучше развиваются, нежели когда сидели на занятиях, ждали, когда воспитатель их спросит. Здесь ситуация больше приближена к жизни. Именно этим и должно отличаться дошкольное образование от школьного. По новым стандартам в дошкольном образовании необходимо стремиться воспитывать в детях качества личности, а не насыщать их знаниями. Ребята любознательны, всем интересуются, больше общаются. Раньше в ясельках и такой ребёнок встречался, который мог весь год просто на стульчике просидеть. Играешь с ним - он занят, а как только нет взрослого рядом - сразу на стульчик. Сейчас детки активно общаются.

- То есть дома ребёнок не сможет социализироваться?

- Бабушки воспитывают в детях самостоятельность, инициативу, а родители иногда наоборот. Например, кормят ребёнка сами, чтобы лишний раз не стирать. Или сами одевают, чтобы было быстрее.

Как увлечь?

- Сейчас многие родители не могут увлечь ребёнка, он сидит за компьютером или возле телевизора. Как вам удаётся занять сразу 20 человек?

- Дома нет такой развивающей среды, как у нас. Мы годами накапливаем материалы, что-то изготавливаем своими руками. Дети младшего дошкольного возраста требуют внимания взрослого. Только ближе к старшему дошкольному возрасту они становятся более самостоятельными, но всё равно взрослый должен направить, подсказать. А родители чаще заняты своими делами. Купят игру, а ребёнку неинтересно одному. В саду нет компьютеров, и дети их не просят. У них здесь свои взаимоотношения - им интересно. Дети всегда должны быть в поле зрения и чем-то заняты. Пока они сами играют, мы, наблюдая, мысленно их диагностируем, чтобы где-то направить или помочь.

Родителям, наверное, проще дать ребёнку планшет, чтобы он не мешал, не задавал вопросов. А есть возраст почемучек, когда они всё время всем интересуются. Нельзя отбивать у них этот интерес, на детские вопросы всегда нужно отвечать, даже если их задают очень много.


11 ЛЕТ СВЕТЛАНА РАБОТАЕТ В САДИКЕ.


- Вы давно работаете воспитателем?

- 11 лет. Окончила педагогический университет по специальности «учитель математики». Окончание вуза совпало с трудными временами в нашей стране: 99-й год, бюджетникам не платили зарплату. Многие из моих однокурсников работать в школу не пошли. Я попробовала себя в другой сфере, но там себя не нашла. Решила по совету мамы, за что ей очень благодарна, пойти работать с маленькими детьми. Действительно, мне здесь понравилось гораздо больше, чем в школе. Я себя тут открыла, нашла. Мой темперамент, тихий голос, мягкий характер как раз больше здесь пригодился, нежели в школе. Там, мне кажется, больше твёрдость нужна.

- Быть воспитателем можно научиться или это всё-таки призвание?

- Научиться можно. Но нужно детей любить. Если человек не выносит детского шума, он никогда не сможет ничему научиться, его всё будет тяготить. Сейчас, чтобы сделать деятельность интересной, нужно быть в поиске, использовать разные формы. Мы сами хотя и без компьютера выросли, но освоили его - работа требует. Как говорят, чтобы быть в теме.

Дети растут на других мультфильмах, они не знают, например, кто такой Незнайка. Они говорят, что это дядя, потому что он в галстуке. У них другие герои, нам тоже надо их знать. Нужно стать ребёнку другом и относиться к его проблемам с пониманием. Потерял платочек - для него это проблема. Он не будет ничего делать, пока не найдём. Мы будет искать, ещё и других привлечём.

Кто пример?

- Всё-таки важно, к какому воспитателю попадёт ребёнок.

- Да, воспитатель должен быть примером для детей. Потому что они всё впитывают как губка. Они же всё слышат, видят всё, что мы делаем. Им интересно наблюдать, иногда они подслушивают взрослые разговоры. Нужно думать, о чём говоришь в присутствии детей. Также и дома: родителям никогда не надо при них решать свои конфликты.

- Родители тоже наверняка вас очень уважают.

- Да, не жалуются, они видят работу. Некоторые просят помощи, но нечасто - не все хотят признать, что не справляются с ребёнком. Самое главное, чтобы они хотели этого. Некоторые рассуждают так: есть детский сад - и там всему научат. Надо показывать родителям свою работу, чтобы они заинтересовались.

Например, приходят вечером забирать детей, а дети занимаются чем-то интересным. И вот они стоят и умиляются, не могут забрать ребёнка домой. Я намеренно это делаю, чтобы они захотели дома повторить. Действует не только убеждение, но и наглядный пример.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах