Учитывая стоимость древесины и её ценность для хозяйственной деятельности людей, наш лес - колоссальное богатство, которое необходимо беречь. Ведь не только финансовая прибыль достаётся нам от соседства с лесом, он наша защита и опора. Особенно на юге области, в лесостепной зоне, где лес сдерживает давящую на регион степь! Плюс к этому он накапливает влагу, производит кислород, служит укрытием для зверей, играет главную роль в сохранности урожая на полях.
«Чёрные» лесники
По мнению омских экологов, мы совершенно не следим за лесами в родном регионе. С начала 1990-х годов лес был подвержен хищнической эксплуатации своих, пусть и восполняемых, ресурсов. И в городе целых 2 тыс. га леса остались без хозяина. По словам Бориса Мишкина, министра экологии региона, никто не хочет брать на баланс такой сложный ресурс.
Лес относится к государственной собственности. Но его можно брать в длительную аренду, на 49 лет. Правда, предприниматели этого делать не хотят: в области всего семь арендаторов небольших лесных участков. Мало кто хочет официально заниматься обслуживанием своих делянок. Быть «чёрным» лесорубом намного проще: выкорчевал кусок, отвёз ценные породы дачникам на их нужды, и не надо думать о восполнении. В той же Полтавке, по словам Бориса Мишкина, с дороги деревья видны, а подойдёшь ближе и понимаешь, что от лесов осталось одно название - всё вырубили.
Министр возлагает вину на лесников, которые бесконтрольно превратили лес в свою собственность и неплохо зарабатывают на этом. Только один пример: по постановлению областного правительства каждый житель области имеет право к зиме самостоятельно заготавливать по 30 кубометров леса в северных районах и по 20 в южных для отопления своего дома. Да ещё и по льготным ценам - 7 рублей за 1 куб. м. Но лесники не пускают селян в лес, а доставляют им товар на машинах. Правда, и цены у них кусаются: за кубометр они требуют уже по 300-400 рублей! В регионе пришлось отдельно прорабатывать этот вопрос, чтобы ситуация нормализовалась.
Не успеваем за вырубкой
«Чёрные» лесорубы вырубают более ценные породы деревьев, кроме того, стараются разработку делянок вести поблизости от областного центра, чтобы сэкономить на перевозках.
Из-за лесных браконьеров в регионе столкнулись с проблемой нехватки спелого хвойного леса, который используется для переработки и строительства. Нельзя забывать и о восполнении. Ситуация безрадостная: на 22 тыс. га, вырубленных за год, засаживают всего 2 тыс. га, не хватает лесопитомников, пришли в негодность лесополосы; помимо вырубки, лес гибнет от огня.
Но в области наконец-то решили бороться с хищениями леса и создают лесоторговую биржу. Также под контроль будут взяты все рынки, торгующие древесиной. Налаживается система пожаротушения добровольными бригадами.
В минприроды надеются, что город вновь, как и в советское время, будет получать лес с севера области. Ведь в холодных районах региона лес - такой же выгодный ресурс, как и хлеб для южан.
Товарооборот леса в области приносит 1 млрд рублей, что более чем в 50 раз меньше оборота сельхозпродукции. Решить проблему низкой прибыльности в планах позволит лесопромышленный кластер, где будет налажена грамотная добыча и переработка леса, повышающая его стоимость. Главное, чтобы ко времени реализации проекта осталось что перерабатывать.