В феврале на координационном совете о работе отчитаются все опорные вузы, и будет принято решение по третьей волне. Специалисты предполагают, что оно окажется положительным, и ожидают очень много заявок. В первую волну возможность была ограничена, требовалось объединение университетов, имелось всего 12 заявок, 11 поддержали. Во вторую подали уже 80, поддержали 22, а восемь профинансировали.
Непрофильная тема
Смысл опорных вузов - не только в науке. Они должны образовать с местными властями и предприятиями слаженную, работающую на развитие региона систему, решать задачи и вопросы своего субъекта. Так, например, томский медуниверситет СибГМУ плотно работает по региональным программам, связанным со здравоохранением, обеспечением качественных медуслуг. Во взаимодействии с вузом работают клиники, проводятся исследования, реализован проект медицинского туризма. При этом университеты зависят от ситуации в регионе. В некоторых благоприятная ситуация с индустриальными партнёрами (как в Омске), где-то практически нет индустрии, поэтому приходится искать партнёров в других регионах или сферах.
В случае с Омским политехом всё совпало - университет технический и регион индустриальный, правда, с экономическими сложностями. Тем не менее эксперты признают, что фактически вуз получает большую поддержку от индустриальных партнёров, чем от области.
Профильный технический университет неожиданно заявил стратегический проект под названием «Арт-резиденция». Для первой волны опорных вузов это был уникальный случай, во второй многие подхватили направление. В России важна и интересна тема креативных индустрий, создания новой среды, в том числе в малых городах: возникает новое пространство, которое, опять же, меняет жизнь в регионе. Однако у ОмГТУ был и профильный стратегический проект - новые инженерные школы.
Революция в вузах
33 ОПОРНЫХ ВУЗА РАБОТАЮТ В РОССИИ.
К тому же четвёртая технологическая революция связана с индивидуализацией, а тема индивидуализации образования в университетах тоже очень сложна. Ведущие вузы выстраивают индивидуальные траектории, а для этого нужно изменить весь учебный процесс. Сегодня студентов обучают новым методикам восприятия - извлекать знания из разных источников, в том числе из Интернета. На протяжении столетия методология была одинаковой, а технические средства позволили её изменить. Один из самых сложных и важных аспектов - готовность людей к изменениям. «Арт-резиденция» - один из проектов, направленных на изменение сознания людей с точки зрения готовности к переменам, использованию разных возможностей.
В последнее время обсуждается, что такое университет будущего - стены конкретного вуза или совокупность знаний и компетенций, которые можно набрать в разных местах. Специалисты отмечают, что переход только на интернет-образование невозможен, студент требует внимания и, если его не настраивать, может растеряться в потоке. Поэтому университеты останутся, но их функция изменится.
Между тем вузы хотя и поддерживают материально - эти средства неадекватны, чтобы соответствовать четвёртой технологической революции. В 2017 году государство выделило опорным университетам 1,9 млрд руб., а сами вузы вложили примерно 3,6 млрд руб. в свои программы. То есть софинансирование больше, чем государственная поддержка.
Непрямой уход
Тема трудоустройства не теряет актуальности, а в нашем регионе к ней присоединяется вопрос оттока кадров в другие регионы. Все университеты должны в отчётах показывать уровень трудоустройства. Если говорить об опорных университетах, то в городах типа Омска, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону, где есть предприятия, вопрос трудоустройства по профилю так остро не стоит.
В регионе задержать свежего специалиста можно, если он занят интересной работой и в силах реализоваться. Прямых функций по закреплению кадров у вузов нет. К тому же нужен и соответствующий уровень жизни в регионе. Высокими зарплатами, к сожалению, Омск похвастаться не может. При этом эксперты считают, что не такой уж большой отток, как о нём говорят. Большинство выпускников политеха - 80% (по ряду специальностей и 90%) устраиваются на омские предприятия. Но трудоустройство после вуза и задержка специалистов - разные процессы. На тех же омских предприятиях вчерашние студенты совершенствуют навыки и, работая с заказчиками, часто получают предложения из других регионов. То есть прямого ухода в другие города сразу после окончания университета, как массового явления, всё-таки нет.
От редакции. В работу опорных вузов максимально закладывают специфику региона и задачу вместе с правительством уровень жизни в этом регионе поднимать. И конечно, если студент будет интегрирован в работу отрасли на этапе обучения, он может и остаться, но зарплата должна его устроить.
Важно «взорвать» мозги
Ирина Аржанова |
Ирина Аржанова, исполнительный директолр национального фонда подготовительных кадров:
«Прошли две волны конкурса опорных университетов. Не случайно во вторую было 100 заявок. Почему важно войти в когорту опорных университетов? Это дополнительные гарантии того, что ты «в обойме», на тебя делает ставку федерация, перед тобой ставят задачи, в том числе и на уровне страны. Особенность проекта - университеты должны по-другому выстроить систему отношений с региональной властью и экономикой, местными сообществами. Идеей проекта было сделать её более плотной, более реальной и более работоспособной.
Полтора года реализации проекта - не тот срок, за который можно увидеть глобальные изменения. В системе образования мы имеем отложенные эффекты как минимум на пять лет, а в системе взаимодействия с региональной властью это вообще может быть очень пролонгированный процесс. Мы заканчиваем мониторинг всех опорных вузов, проехали по стране. Университеты стали реально входить в сотрудничество с региональной властью в управлении регионом.
Сколково имеет госконтракт от Минобрнауки на обучение команд опорных университетов. И туда приезжают представители всех этих вузов. Расстраиваются ужасно, потому что их там прессуют весьма грубо, правдиво, честно. Это очень болезненно, но в мозгах должны произойти изменения. Сколково - идеальный институт, чтобы «взорвать» их. Дать толчок, чтобы по-иному взглянуть на ситуацию, начать работать в команде с другими, новыми людьми. В Сколково это делают очень хорошо».
Заставляет шевелиться
Анатолий Косых |
Анатолий Косых, ректор ОмГТУ:
«Программа опорных университетов ускорила процессы и заставляет нас шевелиться больше, сам факт её существования дисциплинирует. Наш вуз давно шёл к интеграции во власть и производство. Раньше работали не плотно, а сейчас с ведущими министерствами находимся в постоянном контакте. Улучшились связи с предприятиями. Сейчас вузы делятся на две категории: те, которые что-то хотят и куда-то стремятся; и те, которые особо никуда не стремятся, работают по схеме «набрали - выпустили». В первой группе находиться непросто из-за очень высокой внутренней конкуренции. Программа заставляет смотреть не столько внутрь себя, сколько вовне. На вузы возлагаются ранее не свойственные обязанности быть маяками. Мы тоже себе ставим задачу быть технологическим лидером».
Не только наука, но и «нужность»
Елена Гебель |
Елена Гебель, завкафедрой «Автоматизация и робототехника» ОмГТУ:
«В ОмГТУ появились конструкторские бюро и научно-исследовательские лаборатории, где студенты могут сформировать индивидуальную траекторию обучения, реализовать творческие потребности, получить дополнительные компетенции. В рамках лаборатории мы доучиваем, доформируем практические навыки, которые нужны специалисту. Наши студенты по заказу крупной компании разработали систему, позволяющую мониторить ход строительства промышленных объектов. В России есть конкурсы, где студенты демонстрируют разработки, мы тоже проводим свой. Поскольку конкурс проходит среди опорных университетов, а их задача работать на регион, комиссия оценивала проекты не только с точки зрения науки, но и насколько этот проект будет востребован в рамках региона».