Почему представители этих двух профессий более других достойны хорошей жизни? Или дело в задаче повысить привлекательность труда педагога и врача? Но посмотрите на конкурсы для поступающих в медицинские вузы, да и врачей с дипломами у нас хватает, пусть даже их в бюджетных клиниках днём с огнём не сыщешь, но в частных-то они есть. В школах по федеральной статистике на одного учителя приходится 13 учеников. А сколько ещё выпускников педфакультетов работают вне образовательных учреждений? В последние годы на слуху у нас только врачи и учителя, никто не обсуждает по телевизору на всю страну, когда же поднимут зарплаты, например, судебным приставам или налоговикам, дорожникам или соцработникам.
Правда, президент РФ предложил проиндексировать зарплаты бюджетникам, которые не попали под майские указы. Если всё пойдёт хорошо, то произойдёт это в 2018 году.
Зарплаты бюджетников зависят от приоритетов, которые расставляет государство. Те отрасли, которые оно считает для себя самыми важными, и получают максимальное финансирование.
На общественных слушаниях «Образование в Омской области: законодательство и статус педагога» учитель технологии, председатель профкома школы № 7 города Омска Зинаида Гладких поделилась:
«При нагрузке 18 часов в неделю базовый оклад учителя составляет 8154 руб., педагога дополнительного образования - 7754, воспитателя - 7590, причём в течение ряда лет заработная плата не индексировалась. Как выжить в сложившейся ситуации, если прожиточный минимум для трудоспособного населения в Омской области - 9222 руб.? Ни для кого не секрет, что увеличение оплаты труда педагогов, начавшееся в 2012 году по поручению президента, произошло за счёт возросшей интенсивности труда. А с 2016 года зарплаты стали уменьшаться, но нагрузки остались на прежнем уровне. Приведу несколько примеров: в 2015 году средняя зарплата учителя была 20 866 руб., в 2016-м - 19 021 руб. Это номинальная заработная плата. А если вычесть подоходный налог, что останется? С 2013 года, когда был введён базовый оклад, проезд в общественном транспорте вырос на 27%, стоимость продуктовой корзины увеличилась на 23%». Ежегодно растёт и оплата коммунальных услуг.
На форме «Культура и образование», который состоялся в Омске с участием председателя правительства России Дмитрия Медведева, директор омской школы искусств № 2 Наталья Пшикова обратилась к премьер-министру:
«Мы относимся к сфере дополнительного образования, не основного, и чувствуем себя несколько иначе. Мы не кружок, не студия, мы - школа, дающая начальное художественное образование и занимающаяся реализацией предпрофессиональных программ. Несправедливо, когда, в отличие от педагогов других уровней образования, у нас нет права на получение досрочной трудовой пенсии, а преподавателям школ искусств необходимо выровнять льготы и условия труда. Хочется, чтобы повышение зарплаты было не за счёт увеличения нагрузки или сокращения штата, а зарплата педагога соответствовала средней по региону за норму рабочего времени».
В БЮДЖЕТЕ РФ НА 2017 ГОД РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИЦИНУ СНИЗИЛИ.
Дмитрий Анатольевич обещал подумать и сказал, что работа педагогов допобразования «достойна большого уважения и должна быть вознаграждена в соответствии с теми самыми указами президента от 7 мая 2012 года, работу по которым мы обязательно продолжим».
Зарплата вспомогательного персонала (а это работники кухни, прачечной, сторожа, помощники воспитателей, уборщицы) и того ниже. Их труд самый малооплачиваемый. Так, в гимназии № 75 гардеробщица получает 3739 руб. - оклад сторожа - 3877 руб, столько же у технички, у завхоза - 4648 руб.
Молодёжь и вспомогательный состав
«До уровня МРОТ администрация учреждения доплачивает им из фонда. Так же поступают в детских садах. Помощник воспитателя имеет оклад 4831 руб., до минималки в 7500 идёт доплата из фонда стимулирования, - рассказывает председатель профсоюзного комитета «Центр развития ребёнка - детский сад № 197» Наталья Винарская. - Если помощник воспитателя замещает своего коллегу, доплачивается 2415,5 руб.; если не выходит никто, сам воспитатель вынужден заниматься работой нянечки. Доплата составит столько же. Но это колоссальный труд: помимо прочего, детей надо покормить три раза в день, а это как три банкета. Нужно мыть пол, вытирать пыль, обрабатывать санитарную комнату. Нам бы хотелось, чтобы увеличили оплату труда до МРОТ, тогда деньги из стимулирующего фонда можно было бы направить на премиальные выплаты».
Из-за недооценённости труда страдает и престиж профессии, уверен молодой учитель истории и обществоведения школы № 72 Степан Кошкарёв.
«В Омске провели опрос молодых педагогов, соотнесли их нагрузку и оплату труда. В дошкольных учреждениях минимальная зарплата 8500 руб., максимальная - 15 тыс. руб., средняя составила 10 тыс. руб. У педагогов школ ситуация немного иная, хотя и не особо отличается. Минимальная - 9 тыс. руб. при нагрузке 22 часа и наличии общественных поручений, максимальная - 24 тыс. руб. при нагрузке 29 часов, классном руководстве и общественных поручениях, средняя - 13 700. Могут сказать, что не надо сидеть на одной ставке, но тогда мы говорим об увеличении нагрузки, а не о повышении зарплаты», - говорит Кошкарёв.
Исцелись сам
Майские указы в Омской области исполняются. Однако никто не скрывает, что нередко медикам и педагогам приходится работать в полтора раза интенсивнее, чем раньше. Много дискуссий возникает, когда сообщают, что средняя заработная плата врача в Омской области 38 тыс. руб., поскольку часть докторов получают по 25-27 тысяч в месяц. Но надо вспомнить и о сотнях специалистов, которые участвуют в оказании высокотехнологичной медицинской помощи и способны заработать в некоторые месяцы больше 50 тыс. руб. По требованию федерального центра из формулы расчёта средней зарплаты по майским указам исключены руководители, это сделано для справедливого учёта.
От редакции. Педагоги сейчас требуют вернуться к единой тарифной сетке на федеральном уровне, которая позволит получать одинаковую заработную плату независимо от территориальной принадлежности образовательных организаций, дошкольных, внешкольных учреждений. Конечно, с учётом стажа, квалификации, нагрузки, классного руководства, оплаты за работу с одарёнными детьми, работу с проектами и т. д.
Им это кажется справедливым.
Уровень - высокий
Геннадий Косяков |
«Омский педуниверситет остаётся основной кузницей педагогических кадров для нашего региона. Безусловно, профессия учителя - одна из самых благородных, - говорит и. о. ректора ОмГПУ, профессор, доктор филологических наук Геннадий Косяков. - То, что мы закладываем в своих учеников, наших воспитанников, и определяет развитие страны. И если учитель будет профессионалом и наставником с большой буквы, наше общество будет успешным. Общество сможет видеть истинные пути своего развития, а не те, которые насаждаются теми, кто хочет разрушить наше государство и традиционный уклад нашей жизни.
Думаю, что общими усилиями мы решим все проблемы нашей жизни - финансового и нефинансового характера и будем ощущать себя коллективом единомышленников, которых связывает любовь к детям. Несмотря на многочисленные проблемы согласно официальному докладу «О развитии человека» Омская область входит в пятёрку лучших регионов России по такой составляющей развития человечества, как индекс образования».
Молодым педагогам не помогают
Михаил Иониди |
«Молодые кадры - это новаторский взгляд на уже, казалось бы, решённые вопросы, это непрерывное условие развития образования. Совместные усилия руководителей образовательных учреждений, органов власти необходимо направить на то, чтобы удержать молодого специалиста, - рассказывает учитель истории и обществознания лицея БИТ, председатель Омского областного совета молодых педагогов Михаил Иониди. - До января 2016 года в Омской области действовало несколько социальных программ по поддержке молодых специалистов сферы образования: единовременная денежная выплата, ежемесячная доплата к основной заработной плате, финансирование жилищной программы. Сейчас прекратила действие программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях города Омска».
Нормы поддержки молодых специалистов в других регионах РФ: 40% от ставки - доплата в первые три года работы, отличникам - 50%-ные надбавки, единовременные выплаты в размере 6-8 базовых единиц».
Зарплаты снижаются
Олег Смолин |
«По официальным данным правительственного доклада о реализации госполитики, в 2016 году средняя зарплата педагогов составляла 32,6 тыс. руб. Но мы все помним, как президент на конкурсе «Учитель года» долго пытал победителя, сколько тот получает. И оказалось, что около 25 тысяч. Если даже победители конкурсов получают такую сумму, откуда же берётся средняя - 32 тысячи с лишним? Прежде всего это чудеса статистики. Я лично знаю магистра ОмГПУ, который, придя в школу, за 24 часа, то есть более чем за ставку с четвертью, получает на руки 12 тыс. руб. В Омском медуниверситете мне говорили, что ассистент, кандидат наук, получает столько же.
Бюджет 2017 года если и предусматривает индексацию зарплат педагогов, то лишь на уровне ожидаемой инфляции в 4%, но и она будет выше», – говорит Олег Смолин, депутат Государственной Думы от Омской области.
На местном уровне не решить проблему
Екатерина Спехова |
«Проблемы не новы. Соглашусь, что оклады - это боль абсолютно всех: и педагогов, и воспитателей, и технических работников, - считает директор городского департамента образования Екатерина Спехова. - Мы за это переживаем. Говорим, что не может быть такой низкий зарплаты. У нас есть уже какие-то подвижки - решаем вопрос с окладной частью руководителя. Но «кубышка» у нас одна. Её можно раскладывать на кучки - и если к одной что-то прибавили, в другой стало меньше. К сожалению, на уровне муниципальных или региональных властей решить проблему невозможно. Мы ждём поддержки от федеральных властей. Даже три года назад, когда классное руководство рассчитывалось по-другому, мы жили немножечко лучше.
Мы не смогли отстоять решения по жилью. Ежегодно молодые специалисты получают у нас по 314 тыс. руб. в поддержку в приобретении жилья, но там жёсткие условия. Эти средства должны сразу использоваться по назначению, но у начинающих педагогов нет накоплений, чтобы эта выплата помогла им».