Многим родителям хочется, чтобы их ребёнок получал профессиональное образование в одном из местных вузов, и их желание понятно - учёба дома избавляет от проблем содержания взрослого чада в другом городе.
Сами абитуриенты подают документы в университеты других городов России. Самые амбициозные стремятся уехать учиться в Москву или Санкт-Петербург в надежде, что смогут после получения диплома найти работу в столицах.
Рейтинг рейтингу рознь
Для поиска достойного университета абитуриенты и их родители изучают рейтинги вузов. По мнению руководителя исследовательской группы Национального рейтинга университетов МИГ Интерфакс Алексея Чаплыгина, задача составителей рейтингов заключается в информировании сообщества о достижениях университетов.
«Всё направлено на то, чтобы молодёжь принимала решение о своей будущей жизни на основании как можно более разнообразных источников, среди которых и рейтинги, - рассказал Чаплыгин. - С каждым годом всё больше абитуриентов обращаются к рейтингам как к источнику информации о вузах. По данным статистики, в 2018 году около 60% молодых интернет-пользователей изучали сравнительные характеристики университетов, после этого переходили на сайты вузов, знакомились с программами и условиями обучения».
За последние 30 лет появилось множество самых разных рейтингов. Так, по данным Ассоциации составителей рейтингов, в мире существует 20 международных рейтингов и свыше 60 национальных. По словам редактора Международного рейтингового агентства Pound University Ranking Олега Соловьёва, эти рейтинговые бренды насчитывают около полутора тысяч субрейтингов. Зачем это делается и как ориентироваться в таком разнообразии пользователям? На что обращать внимание при выборе вуза?
Рейтинг, как правило, состоит из шести составляющих: образование, инновации, предпринимательство, социализация, бренд вуза и активность при работе со СМИ и в научно-исследовательских кругах.
В первую очередь нужно обратить внимание на качество образования, которое можно получить в вузе, а также серьёзно отнестись к выбору специализации и её востребованности в том регионе, с которым хочется связать судьбу. Один из основных показателей - сотрудничество университетов с работодателями. В этом плане вузы, выстроившие связи с предприятиями и гарантирующие трудоустройство своим выпускникам, находятся в более выгодном положении, чем учебные заведения без таких связей.
Брендовость вуза тоже играет немалую роль, хотя рэнкеры (составители рейтингов. - Ред.) отмечают, что с этим показателем не так просто, как кажется. Реклама учебного заведения, безусловно, привлекает абитуриентов. К примеру, раскрученные столичные вузы ежегодно снимают сливки, собирая самую талантливую молодёжь из всех регионов, за счёт чего получают дополнительное финансирование. На их фоне более скромные региональные университеты выглядят бледно. Но, как отметил проректор по стратегическому развитию Мурманского арктического государственного университета Максим Шишаев, ни один московский вуз не может обеспечить кадровую потребность всех регионов России. Потому стоит ли ориентироваться только на бренд при выборе университета? Ведь в местных высших учебных заведениях можно получить образование ничуть не хуже, а то и лучше, чем в столице.
Что могут дать местные университеты?
Каждый регион обладает своей спецификой, которую местные университеты учитывают при создании образовательных программ.
При выборе вуза нужно обращать внимание на научную и публикационную активность преподавателей и научных работников университета, так как сейчас для многих исследований, особенно мирового масштаба, создаются проектные площадки и лаборатории, в рамках которых сотрудничают учёные нескольких университетов.
Далее, экономика решает многое. Хорошо, если у вуза есть деньги. Но далеко не все университеты имеют большие бюджеты, поэтому встаёт вопрос привлечения денежных средств из бюджетных и внебюджетных источников. Многие вузы выигрывают гранты на свои проекты, открывают лаборатории и за счёт этого выглядят более привлекательно в глазах абитуриентов.
Также важный показатель - доля иностранных студентов в вузе. В связи с этим рэнкеры рекомендуют критически оценивать информацию о вузах и обращать пристальное внимание на предметные рейтинги, которые сравнивают вузы по небольшому количеству показателей и в рамках одной страны или федерального округа. Это сделает поиск образовательной площадки более эффективным и ускорит выбор.
Аз есмь…
Нужны ли рейтинги самим университетам? По мнению Алексея Чаплыгина, рейтинги косвенно влияют на развитие системы образования, исследований и инноваций. Всё познаётся в сравнении, гласит народная мудрость. Вузам необходимы рейтинги, так как они, помещая образовательные учреждения в конкурентную среду, позволяют самим вузам увидеть себя со стороны, оценить и определить стратегию развития.
ОКОЛО 4500 ВУЗОВ И ИХ ФИЛИАЛОВ НАСЧИТЫВАЕТСЯ В РОССИИ.
Прежде всего развитие
Ольга Перфильева |
«Рейтинги - это инструмент развития университетов. Все вузы включены в это движение, в конкретную борьбу, потому что если в неё не войти, можно пропустить массу интересного, - считает эксперт Национального фонда подготовки кадров Ольга Перфильева. - Каждый вуз развивается по-своему, разрабатывает собственные уникальные практики, и некоторые рейтинги стремятся уловить эту специфику.
Рейтинг действительно инструмент развития. Для университетов это просто необходимо. Определив своё положение, они сморят на вузы, которые находятся рядом, и самоопределяются в этой группе с точки зрения лучших своих качеств и того, что можно было бы подкорректировать и идти дальше.
Рейтинги не должны становиться самоцелью деятельности университетов. Это сопутствующая задача, направленная на стратегическое развитие.
Хочу подчеркнуть, что рейтингов много не бывает. Каждый учитывает определённые аспекты. К примеру, есть рейтинг, который освещает третью миссию университета - его социальные функции, а также вклад вузов в региональное развитие».
Трезвый расчёт
Анатолий Косых |
«Самое полезное в рейтингах то, что вузы попадают в конкурентную среду и вынуждены постоянно что-то выполнять, с кем-то соревноваться, потому что если они перестают расти, начинается застой, - говорит ректор Омского государственного технического университета Анатолий Косых. - Рейтинги, хотим мы этого или нет, влияют на вузы. Каждый университет пытается извлечь пользу из сравнений, так сказать, коммерциализовать результаты. Но также ректорат любого вуза трезво оценивает возможности своего образовательного учреждения и выстраивает стратегию развития на основе местных реалий. К примеру, руководство ОмГТУ понимает, что вряд ли молодёжь Европы кинется в наш вуз за образованием, поэтому для нас мериться с ведущими вузами Евросоюза нет смысла. Зато мы понимаем, что к нам могут приехать сотни, а то и тысячи абитуриентов из Казахстана. Вот этот рынок для нас интересен.
Некоторые вузы вообще не желают принимать участие в рейтингах, поскольку понимают, что будут плохо выглядеть на фоне брендовых университетов».
Оценивали перспективы
Елена Бабина |
«Когда выбирали вуз для сына, то смотрели, в каком университете есть интересующая нас специализация. Так как сына привлекла политология, мы искали вуз, где можно было бы получить диплом по этому направлению. Выбор пал на университет Екатеринбурга, поскольку в рейтинге он был в десятке лучших вузов России, - поделилась мать детей-студентов Елена Бабина. - Выбор дочери пал на Санкт-Петербургский архитектурный университет. Выбирали из вузов Новосибирска, Тюмени, Омска, Екатеринбурга и Питера. Выражу мнение большинства, что архитектурная школа Санкт-Петербурга одна из лучших в стране, со сложившимися традициями и великолепной научной базой. Также повлияло то, что в вузе были бюджетные места. К примеру, в СибАДИ на этой же специализации можно учиться только за деньги.
Дочь после получения диплома в Омск возвращаться не собирается - не видит перспектив для себя. В Санкт-Петербурге у неё гораздо больше возможностей хорошо устроиться и начать зарабатывать. В качестве альтернативы она рассматривает трудоустройство в Москве, Новосибирске или Екатеринбурге. К сожалению, в нашем городе ей будет очень сложно найти работу по специальности - архитектором-проектировщиком».