После недавней информации о присоединении омского института сервиса (ОГИС) к техническому университету (ОмГТУ) в медийном пространстве начались разговоры о том, что и ОмГУ им. Ф. Достоевского готов кого-нибудь «поглотить». В Омской области активно реализуется федеральная концепция о создании опорных университетов. Этим вузам обещают дополнительное финансирование, но когда ждать денег, пока не ясно.
Добровольно-принудительно
Не следовало ожидать от федеральных властей ничего иного. Всем ещё памятны массовые акции протеста педагогических коллективов и студентов, когда решили в принудительном порядке соединить, объединить и урезать российское высшее образование. Теперь федеральный Минобр действует с помощью материального стимулирования. Опорные университеты якобы будут получать по 200 млн рублей ежегодно на развитие, им разрешат подготовку аспирантов и магистрантов, тогда как все остальные попадут в когорту вузов «массовой подготовки» с соответствующим финансированием. Таким образом, логика проста: хотите остаться престижным вузом федерального значения - станьте опорным университетом, но при условии, что другой вуз согласен к вам присоединиться. ОмГТУ первым в нашем регионе решил подать заявку, а ОГИС принял решение о присоединении к нему. Разумеется, с соблюдением всех формальных процедур «добровольности» в виде учёных советов и собраний профессорско-преподавательского состава.
Дмитрий Маевский |
«Омский государственный институт сервиса - федеральное бюджетное учреждение, - говорит Дмитрий Маевский, ректор ОГИС. - Нашим учредителем является Российская Федерация в лице Минобрнауки. Стратегические вопросы, в частности, по реорганизации или присоединению решает исключительно наш учредитель, и ни о каком самовольстве с нашей стороны речи быть не может».
О сокращениях в результате объединения ОмГТУ и ОГИС не говорят, поскольку в этих вузах практически не дублируются специальности. Доля лукавства в этом, конечно, есть. Хотя бы потому, что ректор в этой объединённой структуре должен быть один, а также, скорее всего, окажутся избыточными должности, связанные с административно-хозяйственной деятельностью.
200 млн руб. обещают опорным вузам.
На переправе
Впрочем, не будем рубить с плеча. Быть может, процесс создания опорных университетов завершится блестяще. Сегодня те вузы, которые уже приняли решение об объединении, находятся на этапе различных согласований.
Анатолий Косых |
«У нас с институтом сервиса есть отличия в системах оплаты труда, по-разному осуществляется административное управление, - комментирует Анатолий Косых, ректор ОмГТУ. – Ещё пока не определён момент, когда мы начнём присоединение, приказ ещё не поступил. У каждого вуза свой бюджет. Идёт подготовительная работа. Этот процесс займёт около года, поэтому студенты пока будут поступать отдельно в наш университет и отдельно - в институт сервиса. Но мы уже проводим объединённые дни открытых дверей - и это хорошее начало. Пока нет определённости с выдачей дипломов опорного регионального вуза в этом году. Доктрины развития образования в России меняются, и каждый раз необходимо им соответствовать. Например, нам говорили, что необходимо увеличивать нагрузку на преподавателей, теперь наметился обратный процесс. Было время, когда предпочитали вводить дифференциальную оплату труда, различного рода стимулирующие надбавки и прочее, сейчас идёт речь о том, чтобы большая часть зарплаты была гарантированной окладной частью. Таков закон развития: направление всегда претерпевает корректировки.
Мы сделали первый шаг в направлении объединения в опорный вуз, для оценки конечных результатов нужно чуть больше времени».
В ожидании перемен
Главная неясность: когда опорные университеты смогут получить финансовые средства, обещанные федеральным Минобром? Известно только, что простого соединения двух вузов в один недостаточно.
«Государство гарантирует поддержку опорных вузов в размере до 200 млн рублей, но нам сейчас важнее разработать программу развития, - продолжает ректор технического университета. – Важно не только получить, но и рационально вложить эти средства. Если программа будет недостаточно убедительной для федерального министерства образования, деньги могут выделить не в полном объёме. Уже сейчас в России вузы существенно отличаются по объёмам финансирования. Например, есть такие, которые на ноябрь прошлого года имели не использованные бюджетные деньги около 700 млн рублей. Если мы только претендуем на соразмерное финансирование, другие вузы его ещё и не используют!»
Далеко не все ректоры уверены в эффективности концепции опорных вузов. Особняком пока стоят отраслевые университеты. И действительно, совершенно непонятно, с кем можно, к примеру, объединить медицинский или аграрный университеты.
Оксана Шумакова |
«Надо признать, что сейчас в России существуют высшие учебные заведения с невысоким качеством образования и крайне низким количеством студентов. Но ведь речь идёт не только о таких вузах, но и о крупных университетах с огромным научным потенциалом и уникальной историей. И вот именно в процессе их объединения есть значительные риски, - говорит Оксана Шумакова, ректор ОмГАУ им. П. Столыпина. - Чтобы эта концепция осуществилась так, как она задумана, будущие опорные университеты должны обладать мощным менеджментом, но с этим у высшей школы имеются проблемы. Я категорически не согласна с тем, чтобы вузы, которые не войдут в опорные университеты, остались на задворках образования, чтобы им уделяли внимание только по остаточному принципу. А объединять отраслевые вузы тем более опасно, поскольку может быть утрачена отраслевая направленность учебного заведения, пострадает научный процесс, а этого категорически нельзя допустить. Например, разве можно представить наш аграрный регион без профильного образования?»
Хотя в недрах различных министерств и ведомств, безусловно, обсуждают концепцию опорных университетов.
Игорь Арбузин |
«У неё, конечно, есть свои плюсы и минусы, но плюсов больше, если речь идёт об оптимизации административного аппарата вузов с одновременным сохранением их научно-преподавательских кадров, - комментирует Игорь Арбузин, и.о. проректора по учебной работе Сибирского государственного университета физической культуры. - Отраслевые вузы если и есть смысл объединять, то только в рамках своей же отрасли. Например, объединение университетов, подведомственных Министерству спорта России. В целом процесс по созданию опорных вузов достаточно перспективный, но он только начался, и даже о предварительных результатах говорить пока рано».
Не все регионы пошли по этому пути. Скажем, в Новосибирской области ещё ни один вуз не заявил о своём решении стать опорным университетом. Коллеги-ректоры из соседнего региона считают - их система высшего образования и без дополнительных реформ достаточно сбалансирована. Однако эксперты из Омской области уверены, что паузу в этом вопросе взять уже невозможно, и надо принимать какое-то решение.
Владимир Титенко |
«Реализация концепции создания опорных вузов - это часть масштабного общероссийского процесса, который продолжается с 90-х годов, - говорит Владимир Титенко, замминистра образования Омской области. - И даже если есть какие-то изменения в отдельных аспектах, общий тренд всё равно остаётся, и правительство последовательно его придерживается. Поэтому руководство и профессорско-преподавательский состав вузов должны подумать, в каком направлении им двигаться».
От редакции. И всё же не получится ли так, что университеты в регионах, подминая и топча друг друга, в конечном итоге опять получат крохи с бюджетного стола? Будет печально, если единственным зримым итогом очередной реформы высшего образования станет формальное сокращение количества вузов, а заветные миллионы так и останутся красивой приманкой.
Не оказаться на задворках
Сергей Канунников, министр образования Омской области:
Сергей Канунников |
- В августе прошлого года мы обратились к ректорам омских вузов с предложением принять участие в конкурсе на получение статуса опорных вузов. На это предложение откликнулись ОмГТУ и ОмГУ, с их стороны это было осмысленное и правильное решение. Вскоре Омский институт сервиса принял решение о присоединении к техническому университету, а классический университет продолжает поиск вуза-партнёра. Кроме того, я хотел бы напомнить, что конкурс продолжается до ноября 2016 года - и у омских вузов есть возможность принять в нём участие. Причём в одной обойме могут оказаться как профильные, так и ведомственные вузы - разумеется, по согласованию со своими учредителями. По федеральному законодательству, к 2020 году совокупный бюджет каждого из опорных университетов должен составлять 2 млрд рублей, а численность студентов - 10 тыс. человек. Считаю, что омским вузам необходимо участвовать в этом процессе, чтобы не оказаться на задворках образования с остаточным финансированием.
Переговоры ведутся
Алексей Якуб, ректор ОмГУ им. Ф. Достоевского:
Алексей Якуб |
- Создание опорных вузов - эта та последняя возможность, которая позволяет российским вузам рассчитывать на дополнительное федеральное финансирование. Эти деньги позволят нам заниматься модернизацией технической базы вуза, внедрять инновационные процессы в обучение специалистов. В целом в нашей стране этот процесс будет продолжен. После того, как Минобрнауки России создаст определенное количество таких вузов, российская высшая школа будет отвечать актуальным требованиям рынка труда и финансовыми возможностями нашего государства. Что же касается создания опорного вуза на базе Омского государственного университета, то такое решение наш учёный совет действительно принял, ведутся соответствующие переговоры с Омским государственным педагогическим университетом. Это был бы наиболее оптимальный наш партнёр. Но не надо забывать, что главное в этой концепции - это принцип добровольности. Поэтому мы рассматриваем и иные варианты сотрудничества с другими вузами, в частности, технической направленности.
В любом случае при создании опорных университетов необходимо учитывать потребности региона.
Два варианта
Олег Смолин, депутат Госдумы РФ от Омской области:
Олег Смолин |
- Я исходил и исхожу из того, что нет никаких доказательств тому, что чем крупнее вуз, тем умнее студенты. Напротив, опыт реорганизации университетов показывает, что первые два-три года после их соединения в этих учреждениях работой практически не занимаются - все выясняют, кто прав, и кто кем руководит. Сегодня вузы поставлены в ситуацию, аналогичную старому анекдоту, в котором Серый Волк говорит Красной Шапочке: «У тебя, девочка, два варианта: либо слияние, либо поглощение». Только в реальной жизни это не смешно.
Ситуация с филиалами ещё сложнее. По мониторингу эффективности, нам предлагали закрыть филиалы педагогического и аграрного университетов в Таре. Кто бы от этого выиграл, я не знаю. Во-первых, не все ребята с севера области доехали бы до Омска, а во- вторых, как показывает опыт, они после обучения обратно на север не возвращаются. Я лично занимался этой ситуацией многократно, с большим трудом удалось сохранить оба филиала. Вся беда в том, что никто не разбирается по существу, подходят к высшей школе по формальным критериям. Например, региональные филиалы приравняли к филиалам головных вузов, грубо говоря, Тарские филиалы должны соответствовать тем же требованиям, что и филиалы МГУ. У нас эдакое равенство, казарменный коммунизм. Но любые решения должны приниматься с учётом социальных последствий. И как только закроется 80% филиалов по всей стране, с районными центрами произойдёт то же, что уже произошло с российской деревней. Когда за постсоветское время в России закрыли 28 тыс. школ, из них большинство в селе, эти населённые пункты стали массово умирать. Поэтому борьба за качество образования, конечно, очень важная вещь. Но какое качество может быть там, где самого образования нет?
Пока в России шумели про удвоение ВВП, во всём мире произошла переоценка ценностей. И успехи страны оцениваются не валовым внутренним продуктом, а индексом человеческого развития.
За всем этим стоят две глубоко ложные идеологемы. Одна из них состоит в том, что образование - это сфера затрат. На самом деле образование - это сфера долгосрочных инвестиций. Поэтому мы либо наращиваем вложения в развитие человека, либо признаём, что модернизация - это лишь болтовня. Вторая ложная идеологема в том, что нам якобы не нужно качественное образование для всех, а только для экономической и политической элиты. Эти взгляды берут начало в ХIХ веке, но уже тогда демократическая интеллигенция жёстко критиковала Александра III, называя его указ указом о кухаркиных детях. Передовые интеллектуалы считали, что талантливые дети есть во всех слоях общества, и они были правы. А в ХХI веке это тем более верно. Пока в России шумели про удвоение ВВП, во всём мире произошла переоценка ценностей. И успехи страны оцениваются не валовым внутренним продуктом, а индексом человеческого развития.