415

Узнали Сталина и Жукова: что показал опрос о войне среди школьников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Омске 08/04/2015
Школьники приняли участие в опросе про войну.
Школьники приняли участие в опросе про войну. / Галина Кирюшина / АиФ-Омск

Отношение к подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны выражается не только в поздравлениях ветеранов 9 мая, появлении памятников, монументов и фильмов, но и в том, что знают и что испытывают современные дети и подростки по отношению ко Второй мировой.

Институт развития образования Омской области провёл анкетирование учеников школ областного центра и районов, чтобы оценить уровень знаний и ценностных отношений к событиям Великой Отечественной войны. Участниками стали 4899 обучающихся, а именно по 10% из 4-х, 7-х и 10-х классов.

– Цель этого анкетирования – проследить динамику знаний исторических событий, дат, персоналий и выяснить эмоционально-личностное отношение к событиям войны, определить тенденции патриотического воспитания, – объясняет Надежда Макаренко, старший преподаватель гуманитарного образования Института развития образования Омской области. – Руководствовались нормативно-правовой базой – федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного и среднего образования. Соответственно мы взяли три ступени, три звена: 10 лет – 4 класс, окончание начальной школы, 13 лет – 7 класс, середина основной школы и 16 лет – 10 класс.

Участниками опроса стали 4899 обучающихся. Фото: АиФ/ Елена Володина

И знания, и отношение

В начальной школе нет предмета «история», поэтому при разработке анкет учитывались те знания, который ребёнок должен получить во время изучения таких предметов, как окружающий мир, чтение, а также в результате воспитательной работы в школе.

Опрос учащихся 7 классов показал, какая существует тенденция после выхода из начальной школы – положительная или отрицательная. Ведь на истории впервые проходят ХХ век, в том числе и Великую отечественную войну только в 9 классе – подробно изучают битвы и анализируют все события. Десятиклассники начинают заново изучать историю с древнейших времён и в 11 классе ещё раз проходят двадцатое столетие, дают событиям оценку. При опросе этих детей учитывалась не только требования по истории Отечества, но по обществознанию, отслеживалась воспитательная работа.

Вопросы для школьников были разработаны закрытые, то есть с выбором варианта ответа – предлагалось четыре. Анкеты для 7-классников и 10-классников содержали по десять вопросов, а для выпускников начальной школы – шесть. Делились опросники на два блока – один касался знаний, другой – ценностного отношения к Великой Отечественной войне.

Первый содержал вопросы о хронологических рамках, персоналиях, потерях, причинах победы. Во втором блоке ученик отвечал на вопросы о мероприятиях в школе и семейных традициях, которые связаны с войной. Например, младшие классы выбирали правильный ответ на вопрос, как их школе готовятся к 9 мая, остальные размышляли о значении победы.

Для десятиклассников готовили вопросы посложнее. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Неуверенно о потерях

Опрос показал, что почти все школьники знают хронологические рамки – более 95% ответили на этот вопрос. Выпускникам младшей школы не задавали конкретные вопросы о войне, руководствовались межпредметным принципом. На вопрос, какое литературное произведение связано с Великой Отечественной войной, 87% ребят выбрали «Сына полка» Катаева.

Более взрослых школьников проверяли на знание персоналий. 94% семиклассников назвали в качестве главы государства в период ВОВ Сталина и 90% опознали по описанию памятник маршалу Жукову. Для десятиклассников готовили вопросы посложнее: что такое оккупационный режим, кто принимал Парад Победы в Москве, каковы причины и каково значение победы. Правильно ответить смогли более 80% респондентов.

Может быть, у некоторых школьников вопросы подобного рода и вызывали затруднения, многие посчитают, что не знать ответы на них просто невозможно. Все мы с детства читаем книги, смотрим фильмы, слушаем рассказы и песни о войне. Специалисты утверждают, что анкеты составлены по правилам тестологии. Согласно им варианты должны быть практически одинаковыми, идентичными. Очевидных быть не может, поэтому угадать сложно. Однако трудно представить, что кто-то неправильно выберет вариант при ответе на вопрос, какой юбилей отметит наша страна в мае 2015 года: 70 лет Сталинградской битве, Курской битве или Великой Победе.

– Единственный вопрос, который вызвал затруднения, – о потерях в Великой Отечественной войне. Половина семиклассников и две трети десятиклассников выбрали верный вариант. Но, проанализировав ответы на этот вопрос, мы предположили, что это связано с тем, что число, особенно в связи с юбилеем Победы пересматривается, – объясняет Светлана Голикова, декан факультета профессиональной переподготовки Института развития образования Омской области. – То, что было названо в своё время после победы, а именно 20 млн человек, неточно. Есть публикации, которые дают уточнение. Отсутствие на настоящий момент данных о точном количестве, которые уложились бы в головах у школьников, приводит к тому, что дети неуверенно отвечают на этот вопрос.

Итоги опроса признаны удовлетворительными. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Далёкое прошлое?

Если говорить о втором блоке вопросов ценностного характера, то более 80% всех школьников испытывают чувство благодарности и гордости за подвиг в войне. На вопрос, является ли День победы праздником для школьника, две трети из них ответили положительно. Треть опрашиваемых периодически смотрит вместе с родителями документы и фотографии воевавших родственников. Две трети учеников хотели бы участвовать в акции «Бессмертный полк». Около 5% признали войну далёким прошлым.

В рамках направления, посвященного 70-летию Великой Победы, специалисты Института образования предложили школам серию проектов. В четвёртом классе это открытка к 70-летию Победы, в пятом – проект «Дети войны», в нём три подраздела: дети в произведениях о войне, дети блокадного Ленинграда, омские дети в период Великой Отечественной войны. Для шестого класса подготовили проект «Города-герои», их тоже три – Москва, Санкт-Петербург и Волгоград. Семиклассникам предложили «оживить картину художника». С использованием программы для компьютера художественное полотно оживает и наполняется информационным материалом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

                     
        Самое интересное в регионах