Примерное время чтения: 6 минут
556

Во благо экологии. Модернизация нефтезавода продолжается

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске 23/04/2014
На заводе применяют эффективные технологии, которые берегут окружающую среду.
На заводе применяют эффективные технологии, которые берегут окружающую среду. / Николай Кривич / АиФ

О том, какие проекты для улучшения экологической ситуации в регионе осуществляются на Омском НПЗ, мы беседуем с Олегом Родюковым, начальником управления повышения производственной эффективности.

Испарений минимум

Таисия Бобрусь, omsk.aif.ru: Омский нефтеперерабатывающий завод – крупнейший в стране. В прошлом году предприятие переработало более 20 миллионов тонн нефти. Это значит, что выбросов в атмосферу и сбросов в воду от него больше, чем от любого другого НПЗ?

Олег Родюков: Зависит от технологий. Если предприятие устаревшее: установки, оборудование 60-70-х годов, когда у нас в стране строились основные нефтеперерабатывающие производства, то «коптить» такой завод может прилично, независимо от объёма переработки. На нашем заводе изначально другой подход. В программе модернизации до 2020 года закладывается использование современных технологических решений, которые разработаны, в том числе, и с учётом современных экологических требований. В результате с 2009 по 2013 год предприятие снизило общий объём выбросов на 30%. При том, что объём нефтепереработки за это же время увеличился на 30%.

А что касается загрязнения речной воды, данные о которых я постоянно вижу в СМИ, то воду в Иртыш мы не сбрасываем вовсе. Абсолютно все промышленные стоки завод направляет вначале на собственные очистные сооружения, а уже потом на очистные сооружения «ОмскВодоканала». Все нефтепродукты, которые улавливаются в процессе очистки на заводе, вовлекаются обратно в производство.

Кстати, заводские очистные сооружения в ближайшее время планируется модернизировать, что позволит нам повысить качество очистки воды и сделать закрытым сам процесс, что дополнительно сократит выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

– За счёт чего ещё снижаете выбросы в атмосферу?

– Приведу ряд примеров. За последние годы на нефтезаводе модернизированы склады реагентов. Вредные испарения с них в результате сокращены на 80%. Ввод в эксплуатацию секции газоочистки и газораспределения на установке по выпуску компонентов бензина позволил сократить выбросы загрязняющих веществ установки на 70%. После модернизации узла утилизации паров на установке по производству кокса выбросы снизились в семь раз.

Деньги на бочку

– Эффект от масштабной реконструкции понятен. Большие вложения, можно и на экологию часть выделить. Но новое оборудование со временем имеет свойство устаревать, а требования к экологичности производства растут. Значит, придётся наращивать и инвестиции?

Цифра
В 35 раз содержание серы уменьшается в топливе Евро-5.
​– К этому вопросу у нас другой подход. В японском менеджменте широко используется метод мелких, но постоянных улучшений. Внедряем его и у себя. На предприятии действует программа повышения производственной эффективности, которая стала продолжением многих успешных проектов завода по совершенствованию производственного процесса.

Одно из направлений улучшений – снижение потерь углеводородов. Пример – предложенное работниками завода добавление в воду, используемую для приготовления пара, специального реагента для предотвращения коррозии вместо традиционного аммиака. Замена позволила улучшить очистку сточных вод с установки глубокой переработки мазута. Ещё один пример – проведение в 2012 году тепловизионного обследования крупнейшей установки первичной переработки нефти перед проведением ремонта. Были зафиксированы все малейшие неплотности технологического оборудования. Во время ремонта они были устранены. Экологический эффект – сокращение потерь углеводородов на этой установке на 10 тонн в год. В этом году для диагностики неплотностей технологического оборудования и уточнения объёма ремонтных работ на установках, а также проверки качества ремонта мы начали использовать тепловизоры. Очень эффективная технология.

Братья меньшие

– Если театр начинается с вешалки, то любой нефтеперерабатывающий завод – с резервуаров, в которых хранится как сырая нефть, так и нефтепродукты. Испарения углеводородов – одна из проблем для любого предприятия нефтехимии. На омском НПЗ предпринимают какие-то меры для уменьшения испарений из резервуаров?

– Совершенно верно, что основные потери нефтепродуктов происходят на товарно-сырьевой базе, где хранятся нефть и нефтепродукты. Резервуары, как говорят нефтепереработчики, «дышат». Испарение увеличивается при повышении температуры атмосферного воздуха. Поэтому за последние три года на 11 резервуарах были установлены алюминиевые понтоны с уплотняющими затворами, препятствующими выходу паров нефтепродукта в окружающую среду. Также на товарно-сырьевой базе были демонтированы три резервуара, не соответствующие современным экологическим нормам. Вместо них возведены новые, оснащенные понтонами. На четырёх самых больших на омском НПЗ резервуарах, в каждом из которых вмещается 50 тысяч тонн нефти, установить понтоны невозможно. Поэтому для герметизации плавающих крыш на них в 2013 году были смонтировали новые тефлоновые затворы. Комплекс мероприятий позволил сократить испарения нефти и нефтепродуктов из резервуаров на 30%. В следующие два года аналогичные конструкции появятся ещё на двух резервуарах.

– В европейских странах для решения проблемы загазованности городов с 1990-х годов вводят всё более строгие нормативы по содержанию вредных веществ в автомобильных выхлопах. Сейчас там всё топливо соответствует экологическому стандарту Евро-5. Когда Омский НПЗ перейдёт на выпуск столь же качественного топлива?

– В прошлом году Омский НПЗ полностью перешёл на выпуск автомобильных бензинов 4-го и 5-го классов, а также на выпуск дизельного топлива стандарта Евро-5. Завод освоил выпуск экологичного топлива с опережением сроков, определённых правительством РФ, на два-три года. Улучшенное качество топлив положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобильных двигателей и позволяет уменьшить экологическую нагрузку на окружающую среду. В частности, содержание серы в дизельном топливе 5 класса в 35 раз ниже по сравнению с аналогами стандарта Евро-3. В прошлом году ОНПЗ выпустил 3,6 млн тонн бензина, соответствующего стандарту Евро-5. Это в 2,6 раза больше, чем в 2012 году. Также было выпущено более 3,9 млн тонн дизельного топлива стандарта Евро-5.

– Есть ли планы по дальнейшему снижению влияния НПЗ на окружающую среду? Или всё закончится на реализуемых сейчас мероприятиях?

– Эта работа не останавливается. Сейчас на предприятии тестируется система, позволяющая обмениваться идеями и опытом по внедрённым мероприятиям среди предприятий «Газпром нефти». Это позволит дополнить программу новыми проектами, приносящими не только экономический, но и экологический эффект. Миллионы, выделенные на экологические программы, – лишь финансовый показатель. Есть ли эффект от реализации программ?

На улучшение экологической ситуации очень чутко реагируют «братья меньшие». В прошлом году сотрудники Омского НПЗ нашли рядом с одной из установок гнездо с совятами. Как рассказали орнитологи, эти пернатые очень чуткие к состоянию окружающей среды, а потому очень тщательно выбирают места гнездования. Это ещё одно живое подтверждение улучшения экологической ситуации на крупнейшем предприятии региона.

На правах рекламы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах