Бюджет Омска на следующий год называют сложным и даже катастрофическим. На что хватит денег казны?
На прошлой неделе в горсовете прошли публичные слушания проекта муниципального бюджета. От множества сухих цифр и статистических данных зависит развитие Омска в следующем году. Куда пойдут деньги? Как формирование городского бюджета может отразиться на бюджете семейном? Попытаемся разобраться.
Бойкот «серым» зарплатам
Реакция общественности на представленные цифры неудивительна. Главное изменение в том, что 96 % казны распределены на 11 муниципальных программ. Основные параметры бюджета следующие: доходы – 11 млрд 629 млн рублей, расходы – 12 млрд 336 млн рублей. Дефицит немаленький – 707 млн рублей. На что будут расходовать и чем пополнять городскую казну? Что касается наполнения, то здесь политика будет жёсткая, но взвешенная.
– Бюджет очень сложный, денег, как правило, много не бывает, – говорит Инна Парыгина, директор департамента финансов и контроля. – И мы не довольны бюджетом, и мэр, и депутаты. Горожан, видимо, тоже не все цифры устроят. Но у нас есть инициативы, которые могут серьёзно пополнить доходную часть бюджета.
Хорошие источники доходов – борьба с незаконным бизнесом, «серыми» зарплатами, нерадивыми распорядителями земельных участков. Экономический эффект приносит и борьба с неплательщиками налогов. Расходы бюджета в большей степени затрагивают социальную сферу. Одна из главных задач – удовлетворение потребности в детских садах и школах. И простые жители города с этим полностью согласны.
Как же без мыла?
– Что делать с дошкольными образовательными учреждениями? – спрашивает общественник Игорь Басов. – Почему не закладывают в бюджет расходы на туалетную бумагу и мыло в детских садах? В 2014 году будут строить новые детские сады и школы, а кто их будет содержать? Да, объективно мест в детских садах не хватает. Но хочу сказать депутатам, что нельзя сохранять коммерческие группы в муниципальных садиках. Право на бесплатное дошкольное образование – это конституционное право.
Бюджет как на 2014 год, так и на ближайшее время не зря называют социально ориентированным. Дело в том, что численность трудоспособного населения в Омске снижается. Поколение, рождённое в послевоенные годы, выходит на пенсию. Поколение 1990-х довольно малочисленное. Несложно сделать вывод, что расходы на социальные выплаты и оказание медицинской помощи возрастут. На начало 2013 года численность населения в Омске составила 1 млн 160 тысяч человек. В ближайшие три года эта цифра приблизится к 1 млн 166 тысячам.
Проезд у нас «кусается»...
Депутаты горсовета, а также чиновники городской администрации обсудили один из самых актуальных сегодня в Омске вопросов. Предстоящее повышение стоимости проезда в общественном транспорте вызвало волну негодования среди жителей города. При самых оптимистичных прогнозах разовая поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае будет стоить не меньше 20 рублей, в маршрутных такси – не менее 23 рублей.
– Размер экономически обоснованного тарифа на перевозку одного пассажира должен обеспечить покрытие себестоимости перевозки, – объясняет Олег Осинский, директор департамента транспорта. – Экономически обоснованный тариф на сегодняшний день – от 18 до 19,5 рубля в зависимости от предприятия. В текущем году при оплате проезда каждому пассажиру предоставлялась мера соцподдержки из бюджета Омска, из-за чего стоимость проезда не поднималась выше 16 рублей. В бюджете на 2014 год нет возможности подобной компенсации, что приведёт к росту платы за проезд. 20 рублей в общественном транспорте – без обновлений подвижного состава. С лизинговыми платежами – 23-25 рублей. Для частных перевозчиков, с учётом приобретения подвижного состава большей вместимости, тариф должен составлять не менее 23 рублей.
Инна Парыгина отсутствие компенсации между разницей в тарифах объяснила следующим фактором:
– Когда денег в кармане мало, мы определяем приоритеты собственных расходов. Также и с бюджетом. Главное – обеспечить безопасность наших граждан и переселить их из ветхого и аварийного жилья. Именно на эти цели перенаправят средства на компенсацию тарифов транспортных предприятий.
Мэр Омска Вячеслав Двораковский уверен, что самый оптимальный вариант – это 20 рублей за разовую поездку. Что касается обновления подвижного состава, то следует искать другие варианты, кроме лизинговых платежей. Например, найти производителей, которые смогут предоставлять Омску транспорт в аренду.
Резервы есть
Контрольно-счётная палата в лице председателя Ирины Лен подвела итог обсуждению проекта бюджета:
– Характерные особенности – формирование расходов в структуре программ, снижение доходных источников, рост расходов на обслуживание муниципального долга. Бюджет города не располагает достаточными ресурсами, поэтому задача – обеспечить сбалансированность бюджета в рамках проекта – решается преимущественно за счёт сдерживания расходов. Уменьшаются расходы по инвестициям, капремонту и содержанию дорог.
Тем не менее, руководитель городской КСП всё же рекомендовала мэрии заложить средства на компенсацию разницы в тарифах на проезд в общественном транспорте. Резервы, по мнению главного контролёра Омска, для этого есть. Доходы могут возрасти после перерасчёта коэффициента-дефлятора по единому налогу на вменённый доход, пересмотра норматива платы за загрязнение окружающей среды, зачисления арендной платы ОАО «ОмскВодоканал» в доходную часть и реструктуризации экономически неэффективных муниципальных предприятий.