Примерное время чтения: 12 минут
511

«Она может быть только великой». Историк вывел формулу существования России

Алексей Сушко часто комментирует в СМИ события прошлого и современность.
Алексей Сушко часто комментирует в СМИ события прошлого и современность. / А. Сушко / Из личного архива

Историк, общественный деятель, доктор исторических наук, профессор Алексей Сушко отмечает пятидесятилетие. Более 20 лет он преподаёт в Омском автобронетанковом инженерном институте – воспитывает будущих офицеров. Так же много лет занимается подготовкой научных кадров высшей квалификации и исследовательской деятельностью в Омском государственном техническом университете.

А ещё он популяризатор исторических знаний. То, как он преподносит широкой аудитории отечественную историю и историю Сибири – это большой талант, и большой труд.

История Карамзина

Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Алексей Владимирович, где вы родились? Кто ваши родители?

- Я – омич. Мама сейчас в Москве, отца не стало. Брат живёт в Лондоне, сестра – в Краснодарском крае.

- Их стезя?

- Брат – крупный менеджер международного уровня, сестра – руководитель крупного сельхозпредприятия. Я – историк.

Более 20 лет он преподаёт в Омском автобронетанковом инженерном институте.
Более 20 лет он преподаёт в Омском автобронетанковом инженерном институте. Фото: Из личного архива/ А. Сушко

- Как вы для себя выбрали профессию историка?

- До 9 класса очень плохо учился, потому что я не понимал, по какой стезе пойти. Но читал много, любил, особенно для себя, а не то, что задают. Однажды мне в толстом журнале «Москва» попалась «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Я с таким удовольствием прочитал, что захотел стать историком. Узнал, что для этого нужно поступить в университет. Я стал хорошо учиться, от троек и четвёрок перешёл к пятёркам и поступил в университет. Стал тем, кем хотел и занимаюсь историей – это для меня и работа, потому что я кормлю и обеспечиваю с этого свою семью, но большей степени история для меня – любимое дело и хобби.

- После аспирантуры вы стали преподавать сразу?

- Пошёл преподавать в танковый институт, мне там очень нравится. Скажу так, что более замечательных обучаемых нигде не найти! Хотя я преподавал и в гражданских вузах, даже заведовал кафедрой в техническом университете, поработал и в Омском духовной семинарии.

- Это какого-то определенного склада люди?

- В военное учебное заведение идут учится люди, которые Родину любят. Им история нужна и большинству интересна.

- Много выпускников участвую в СВО?

- И выпускников много, и тех, кто поучаствовал и понял, что хочет стать офицерами, и они пришли к нам. За подготовку кадров институт награжден орденом Жукова, десять выпускников стали Героями России во время проведения специальной военной операции. Кстати, в этом году исполняется 85 лет нашему учебному заведению.

История ХХ века

- Какие исторические периоды были вам интересны?

- Мне всегда были интересны две проблемы  – Русская революция и Гражданская война в России и теория и история национализма. Последний проявлялся в большей степени в кризисные периоды и, соответственно, эти проблемы взаимосвязаны.

- Нацвопрос- почему это такая острая тема?

- В революцию и Гражданскую войны важен национальный вопрос, который состоит из поиска национально-государственной идентичности в широком смысле и для России, и для её территорий. Примеров регионального сепаратизма можно назвать несколько. В Сибири, например, был лозунг «Сибирь для сибиряков» и была создана Сибирская республика, есть примеры чисто этнического сепаратизма, допустим в Якутии – это «Якутия для якутов» или на Алтае – «Алтай для алтайцев», про Алтайскую республику тоже, наверняка, слышали. Буряты попытались с помощью атамана Семёнова образовать свою республику. В степях Казахстана маленькое ханство просуществовало год- полтора и киргизы (так тогда назывались казахи) боролись за национально-территориальную автономию с очень широкими полномочиями.

- Действительно людям было так необходимо? Новое государство?

- В условиях, когда кругом бардак и неопределённость, люди создавали хоть какое-то государство, которое на маленьком пятачке должно обеспечить порядок.

- А религия могли ли повести за собой?

- Роль Церкви в революции и Гражданской войне – вопрос очень сложный. Я поучаствовал в проекте написания фундаментальной монографии «Религиозный фактор в годы Гражданской войны в России». Я писал со своими коллегой, питерским профессором Александром Пученковым, главу о Сибири. Мы это досконально разбирали. Во-первых, Сибирь к началу Гражданской войны была гораздо менее верующая, чем европейская России. Тут особый контингент, если там храмы стояли по много сотен лет, то здесь храмов было не так много и люди приезжали не такие воцерковленные. Плюс там плотность русского населения была больше, а Сибирь была очень интернациональная в этом смысле. Поэтому православная церковь такого влияния не имела.

Если говорить об Омске, особеннов первый год, показателен в этом смысле знаменитый «поповский мятеж», когда большевики арестовали епископа Сильвестра, и около 10 тысяч вышли на улицы по колокольному звону, чтобы потребовать освобождения пастыря. Но проходит год с небольшим, уже архиепископ Сильвестр стал фактически духовный руководителем белого движения рядом с Колчаком, с которым они объявляют, скажем так, крестовый поход против большевизма, а народ уже за ними не идет. Более того, активным участием в колчаковском движении, Церковь дискредитировала себя. Потому что 95% сибиряков были против Колчака ко времени агонии его режима. И многие люди стали отворачиваться от Церкви.

- У вас есть работа по священнослужителю Инфатьеву.

- Надеюсь, что его канонизируют. Был в Омске достаточно известный в своё время священник Василий Феофанович Ифантьев. По благословению владыки Владимира я исследовал его биографию и написал книгу. Он был расстрелян, позднее реабилитирован. В Свято-Николо-Игнатовском храме города Омска была установлена мемориальная доска в память о нём. Вот как раз благодаря таким людям, которые стояли в вере и стали нравственным авторитетом для простого народа, Церковь выдержала гонения и возродилась.

О китайской мафии и бандеровском кубло

- У вас есть работа по спецслужбам, откуда к ним интерес?

- До 2011 года я занимался только национализмом, революцией и Гражданской войной, мой интерес к спецслужбам случился по служебной необходимости. Когда я стал доктором наук и у меня появилась своя аспирантура, то мне пришлось изучать темы, чтобы руководить аспирантами. Историей спецслужб занимался мой первый аспирант Виталий Василевский. Подготовили уникальную монографию по истории становления и развития спецслужб в 1920–30-хх годов в Омске. Специально под неё по запросам рассекретили много ведомственных материалов.

В книге интереснейшие сюжеты. Например, о ликвидации организованной китайской преступности. Туда однозначно был внедрён агент, который сообщал, что внутри этой этого преступного сообщества происходит. Я продолжаю заниматься этой тематикой. По работе спецслужб в Омске в одном из авторитетнейших журналов опубликована моя статья «Украинские националисты в Омске: осуждены и реабилитированы» – это о бандеровском подполье в 1950-е годы в нашем городе Омске.

- Кто это был? Те, кто был замечен на Украине в причастности к бандеровцам?

- Это спецпоселенцы, это родственники тех, кто находился в лесу. Тут были группы, которые вели антисоветскую работу и пытались организовать теракты. Несколько групп было ликвидировано, одна из них на Сибзаводе, например. Выявляли их, арестовывали, давали им сроки по 10–15 лет, но потом при Хрущеве их вернули на родину, реабилитировав. Вот они и воспитали нынешнее поколение Украины, с которым воюет наша страна. В 2024 году Омский областной суд по иску регионального минюста ликвидировал приход Греко-католической церкви, в которой священнослужитель повесил икону с Божьей Матерью и Бандерой с прочими пособниками германских нацистов. Я комментировал ситуацию в СМИ и сделал источниковедческий анализ иконы современных украинских националистов в одном из научных журналов.

Народное ополчение Омска

- Сибирь в годы Великой Отечественной войны – история эта тоже оказалась в сфере ваших интересов.

- Честно говоря, до того, как занялся ею, считал, что о Великой Отечественной войне ещё всё в СССР изучили. Начал ходить в архив и понял, что нет. Берёшь архивные дела и понимаешь, что лист использование чист, то есть никто до тебя не брал в руки документы. Недавно Омский автобронетанковый инженерный институт, Исторический архив Омской области, УФСБ России по Омской области издали интересный сборник документов – он называется «Рождённая в Черемушках: 75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада омичей-сибиряков». Скажу с гордостью, наличие этой бригады в Омске даёт право говорить, что у нас было народное ополчение – это важно. Очень рекомендую прийти в школу № 41 и посмотреть музей бригады впоследствии ставшей гвардейской дивизией. Там подлинные вещи и свидетельства ветеранов бригады.

- Что ещё нашли в архивах об Омске в годы войны?

- Мы нашли документы о 39-й Омской отдельной запасной стрелковой бригаде / дивизии, про которую Омск забыл. Она готовила пополнение для фронта и была расквартирована ровно на том месте, где сегодня стоит танковый институт. Не менее 280 тысяч человек ушли на фронт подготовленными именно в Омске. Память об этом теперь увековечена – построена православная звонница в 14 военном городке.

Учебник истории

- Покаким учебникам сейчас преподают историю?

- К сожалению, до начала СВО вся система исторического преподавания в России на всех уровнях была разрушена.

- Что это значит?

- Это значит, что во многих вузах уже не было истории, кафедры ликвидировались. Я в техническом университет был завкафедрой отечественной истории, её ликвидировали. Образование, как нас когда то учили, это два процесса – это обучение и воспитание, потом в законе об образовании появилась ужасная формулировка – это услуга. Государство сейчас поняло, что что без исторической основы население не удержать и поддержки не добиться. Сейчас добавили часов, издали единый учебник – тоже хорошо.

Но у меня есть ощущение, что в государстве, в том числе, и в историческом сообществе, где то сидят и враги. Очень известный академик перед президентом выступил и сказал, что хорошо бы изучать отечественную историю в контексте мировой. И наполнили концепцию и учебник зарубежной историей. В итоге молодые люди не будут знать ни зарубежную, ни российскую истории. Сложно себе представить, чтобы во Франции на учебную дисциплину половина всей дидактики была не на историю Франции, а на историю других стран. Это парадокс, но это наша современная  реалия.

- Сейчас говорят об антропологическом повороте в исторической науке.

- Я бы шире сказал – гуманитарные науки. За любыми экономическими и историческими процессами всегда стоит человек. Был предпоследний император Александр III, который задушил революционное движение в России, и все уцелевшие его представители убежали за границу, пришёл очень мягкий, хороший человек, но не готовый править Николай II, и не смог предотвратить революцию и Гражданскую войну. Поживи бы его отец дольше, никаких революций не было бы. До этого все императоры ориентировались на запад, Александр III начал ориентироваться на свой русский путь. Про него говорили, что пока русский император ловит рыбу, ни одна пушка в Европе не выстрелит.

- Как историк скажите, а есть какая-то закономерность в исторических процессах?

- Весь XVII век, тяжёлый для России, Смутное время, Россия воевала, чтобы вернуть в свой состав Украину. Эта задача, в общих чертах, не считая самые западные части, была решена. XVIII век – Россия воевала за то, чтобы вернуть всю Прибалтику и Крым. По сути, мы и сейчас за это и бьёмся, и эта формула существования повторяется. Россия – такая страна, которая может быть либо великой и большой, либо её сожмут и она рассыплется. Чтобы существовать она должна иметь хороший выход на Балтику и в Чёрное море.

Семья Сушко.
Семья Сушко. в Красноярске, город размещён на 10-рублёвой купюре. Фото: Из личного архива/ А. Сушко
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах