Примерное время чтения: 8 минут
617

Будет ли революция в России? Как сегодня изучают историю

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аиф в Омске 18/07/2018

Сейчас часто можно услышать, что некоторые исторические события столетней давности повторяются, поэтому мысль о том, что революция в 2018 году будет, присутствует на устах многих экспертов.

Можно ли действительно провести параллель? Об этом корреспондент «АиФ в Омске» поговорил с доктором исторических наук Алексеем Сушко. Он преподаёт историю в двух омских вузах.

Обязательный ЕГЭ

Наталья Крнеева, АиФ в Омске: Алексей Владимирович, сегодня любят сравнивать современную Россию и её прошлый уклад. Говорят об общем упадке, безработице, митингах и прочем. Схоже ли это с 1917 годом?

Алексей Сушко: Сравнивать можно что угодно, но революция не делается недовольными рабочими и крестьянами - это советская мифологема. Революция творится политической элитой. Почитайте внимательно о феврале 1917 года: именно элита сломала старый строй. Другое дело, что построить новый, основанный на либеральной идеологии, она не смогла. Если возьмёте современную российскую элиту - она не хочет революции, так что её в ближайшей перспективе не будет.

- Вы преподаёте историю в вузе. Интересуются ли предметом студенты?

- Интересуются, но они её не знают. Большинство студентов приходят из школы в технический вуз с «нулевыми» знаниями по истории. Государство провозглашает, что надо людей учить истории, при этом на неё урезаются учебные часы. Осенью прошлого года в Москве состоялся Первый съезд преподавателей истории в вузах России, где большинство участников прямо говорили об этом. Мы в Омске обсуждали его итоги.

Реальная ситуация с преподаванием истории в непрофильных вузах сейчас близка к катастрофе. В ситуации дефицита времени на подготовку бакалавра, например, отводится четыре года, естественным становится желание вуза свести к минимуму гуманитарную составляющую как непрофильную. Ещё 10 лет назад на историю отводилось 72 часа учебной нагрузки - и изучение дисциплины завершалось экзаменом. Сейчас это 36 часов и зачёт без оценки. Есть вузы, где эта нагрузка снизилась до 18 часов. Более чем на тысячелетнюю историю России этого катастрофически мало. Можно готовить хороших инженеров, но с нынешним историческим сознанием они в первую очередь уедут из Омска, а самые способные потом, к сожалению, и из страны.

Демонстрация в Омске, лето 1917 года.
Демонстрация в Омске, лето 1917 года. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

- Вы преподаёте в гражданском вузе и в военном. Есть отличия?

- В военном вузе значительно лучше гуманитарная составляющая образования. Часов на историю России выделяется в два раза больше, чем в гражданских. Раз военные, то говорим больше о героических событиях, связанных с великими победами нашего народа.

- Там ведь есть и иностранные студенты, а им интересно о России знать?

- Очень! Неужели ж вам было бы неинтересно знать больше о стране, где вы живёте шесть лет? Именно столько они учатся в танковом институте.

- Смотря зачем мне это. Я ж могу её рассматривать как потенциального врага…

- В этом случае я бы тем более изучал историю чужой страны.

Святой Сильвестр

- На конференции «Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие» рассказывали о последних днях архиепископа Сильвестра. Омичи знают историю его мученической кончины, что он был подвергнут жестоким пыткам, от которых погиб, но вы говорите, что это не так…

- Я говорил о том, что био­графия архиепископа Сильвестра нуждается в дальнейшем изучении и те источники, которыми мы располагаем сейчас позволяют опровергать официальную версию гибели святого. То, о чём писал историк Иван Шихатов и что потом вошло в житие Сильвестра, на данный момент - предание, легенда. Легендой это останется до тех пор, пока всё не будет подтверждено документально. При этом, я особо подчёркиваю, как человек верующий и православный, у меня не вызывает сомнения святость Сильвестра. Но имела ли место его мученическая кончина?


ОМСК АССОЦИИРУЕТСЯ ТОЛЬКО С ИСТОРИЕЙ КОЛЧАКА.


Я как историк хочу сказать, что меня смущает момент чудовищных пыток, потому что, во-первых, найдено свидетельство о смерти, также  экспертиза, которая была проведена, не подтвердила, но и не опровергла слова Шихатова. Есть документы ЧК, в которых говорится, что готовится показательный процесс над архиепископом. И уж точно для этого он нужен был живым.

Сильвестр был духовным вождём белого дела. Он благословил  Колчака на то, чтобы возглавить белое движение в России. После он был активным борцом с большевизмом, призывал бороться с оружием в руках, создавал боевые дружины.

Военные на улице Омска.
Военные на улице Омска. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

- Недавнее событие - столетие российских спецслужб. Вы были в числе соз­дателей выставки, посвящённой  юбилею, об этом вышла книга. Почему вам это так интересно?

- Сначала помогал своему аспиранту Виталию Василевскому как научный руководитель, потом увлёкся. Есть и личная история - мои дедушка и бабушка служили в советских спецслужбах, книжка была написана и в память о них. Кстати, работая с аспирантом, я вышел на историю церкви. Сейчас по благословению владыки Владимира восстанавливаю судьбу омского священника Василия Инфантьева, которого в 1930 году расстреляли. Для Омска того времени это был не типичный факт. Я разыскал родственников, нашёл документы в ряде архивов. Надеюсь, комиссия по канонизации сочтёт возможным возвести его в лик святых, тогда Омск обретёт ещё одного святого.

- Расскажите о нём подробнее.

- Он окончил Казанскую духовную академию, кандидат богословия. Преподавал Закон Божий в Омском сельскохозяйственном училище. Был очень авторитетным представителем духовенства. Посудите сами: он был участником избрания патриарха Тихона на Поместном соборе в Москве. Во время Гражданской войны служил священником в госпитале армии Колчака. В 1920-е годы был настоятелем Братской церкви. Боролся с обновленцами, за что в 1930 году и был арестован в последний раз, расстрелян, а его семья выслана на Север.

Историки VS киношники

- Разговаривая об истории Омска, конечно, нельзя не упомянуть и адмирала Колчака. Спор о памятнике идёт давно. Как вы считаете, он нужен?

- Наш город ассоциируется с историей верховного правителя, но сфотографироваться можно разве что у ресторана «Колчак». Я считаю, что должен быть мемориальный комплекс, где нашлось бы место и для Ленина, и для Колчака. Сейчас на месте двух красивейших храмов в Омске стоит памятник вождю пролетариата как идол, в православной стране выглядит это очень странно. Мечтаю о перенесении памятников Ленину и восстановлении православных храмов. Тогда и жизнь в городе обязательно станет лучше.

- Насколько велика роль литературы, кинематографа в изучении истории?

- Очень велика, но они могут играть как позитивную, так и негативную роль. Всё зависит от того, что и как показать. После фильма и книжку в руки возьмут, почитают. Но вот «Адмирал» о Колчаке с точки зрения исторической достоверности - это просто чудовищно и  ужасно. Красные все идиоты, но они такими не были, иначе бы не победили в Гражданской войне. Хорош последний фильм «Брестская крепость».

- А историки читают художественную литературу?

- Много! Я часто её цитирую. Некоторые талантливые авторы какие-то вещи литературно объяснят лучше, чем написано в источнике. Например, у Сергея Довлатова есть хорошая цитата про Сталина, где «мы проклинаем его за дело», но кто тогда написал четыре миллиона доносов?

- Какова же роль личности в истории?

- Наполеону, по-моему, принадлежит высказывание, что стадо баранов, возглавляемое львом, может победить стадо львов, которое возглавляет баран. Поэтому личность творит историю.

Досье
Алексей Сушко родился 27.09.1974 г. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Отечественная история» ОмГТУ, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах