Примерное время чтения: 7 минут
543

Человек, дающий крылья. Актриса, режиссёр Зинаида Костикова отмечает юбилей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аиф в Омске 04/07/2018
Третья студия Лицейского - любимые ученики Костиковой.
Третья студия Лицейского - любимые ученики Костиковой. Пресс-служба Лицейского театра

За эти годы Зинаида Николаевна выпустила сотни учеников. Многие стали актёрами, режиссёрами, журналистами. Корреспондент «АиФ в Омске» встретилась с Зинаидой Костиковой, недавно отметившей жизненный и творческий юбилей. Наш разговор был о современном театре и, конечно, о её любимых учениках.

Золотое время

Ольга Коробова, АиФ в Омске: Зинаида Николаевна, как вы попали в омский ТЮЗ?

Зинаида Костикова: Когда я училась в Новосибирске, к нам приехал Владимир Соколов, который был на тот момент худруком омского ТЮЗа. Он посмотрел наши дипломные спектакли и пригласил меня работать. Когда я приехала, меня срочно ввели в постановки: «Они и мы», «20 лет спустя», «Зайка-зазнайка». Так началась моя служба в Омском театре юного зрителя им. Ленинского комсомола.

- Как вам там работалось?

- Я считаю, что это был золотой век омского ТЮЗа - эпоха Соколова. Он собрал вокруг себя единомышленников, преданных друзей, талантливых актёров, создал уникальную труппу. Каждый его спектакль был событием не только в Омске - в стране. Мы гордились тем, что мы - «соколовцы», его артисты, его ученики, его друзья. Соколов был глубоко образованным, интеллигентным, обаятельным, добрым и строгим, красивым и талантливым, он был нашим кумиром, нашим учителем.

- Зинаида Николаевна, вы были одной из лучших актрис ТЮЗа, много играли. Почему ушли в Лицейский?

- Ну здесь же был Вадик Решетников, мы ведь учились вместе в новосибирском театральном училище, его курс был первым набором, наш - вторым. Вадик был мне как брат, но о своей мечте о театре до поры до времени помалкивал. Я узнала, что театр уже начали строить, от Сергея Тимофеева. Решение приняла сразу же: я должна быть рядом с Решетниковым.

Актриса, режиссёр, педагог Зинаида Костикова.
Актриса, режиссёр, педагог Зинаида Костикова. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

- И здесь вы избрали вашу вторую стезю - режиссёрскую, педагогическую. Наверное, это всегда в вас было?

-  Каждый артист выстраивает свою роль в основном сам. Внутри себя у каждого своя режиссёрская лаборатория, и в целом каждый артист видит спектакль своим индивидуально-режиссёрским глазом. А профессиональный режиссёр - это, безусловно, ведущий, выстраивающий весь спектакль; учитель, педагог, предводитель. С возрастом артист накапливает в себе колоссальный опыт, ведь приходится проживать огромный объём судеб. И если артист «лепит» свою роль - характер, внешний образ, - то режиссёр собирает все энергетические ниточки в один узел.


БОЛЕЕ 50 ЛЕТ ЗИНАИДА КОСТИКОВА ОТДАЛА ТЕАТРУ.


Режиссёр отвечает за весь спектакль, актёр же вынужден входить в общую режиссёрскую задумку, он ведомый. Есть актёры, беспрекословно подчиняющиеся режиссёрской трактовке, с ними просто, они, не сопротивляясь, решают общую задачу, делая талантливо, интересно, профессионально. Но есть и другая категория артистов. Они вечно недовольны собой, страдают, пробуют, находят, тут же отметают, не спят ночами и конфликтуют с режиссёрами, они в постоянном поиске. В итоге такие становятся сотворцами режиссёров.

Я относилась, скорее, ко вторым. Полностью доверяя, я шла только за Соколовым. Во всех остальных работах я выстраивала роли в основном сама, и почти всегда режиссёров это устраивало.

О современной трактовке

- Вы больше 50 лет своей жизни отдали театру. Как вы считаете, он сегодня сильно изменился?

- Сегодня у нас театр другого уровня, с чем мы, старшее поколение, очень не согласны. На сцене похоть, пошлость, я этого не приемлю категорически.

- Многие режиссёры говорят, что «осовременивают» классику, чтобы заинтересовать ею молодёжь, которая совсем её не знает.

-  Расскажу вам одну историю из собственной жизни. Я ещё работала в ТЮЗе, когда один из режиссёров хотел у нас поставить Островского «На всякого мудреца довольно простоты». И мне выпала замечательная роль Мамаевой. Мы репетируем уже вовсю, и вдруг режиссёр сообщает, что на сцене будет огромная кровать, и Мамаева через эту кровать всех будет принимать. Я на каждой репетиции твердила режиссёру, что Островский не об этом писал! В итоге за невыполнение режиссёрской трактовки меня сняли с роли. Это был такой шок! Но пережила, пришла на сдачу.

Напомню, что это было советское время, городской худсовет. А начальником управления культуры была Нина Никандровна Бревнова, фронтовичка, умница. Так вот, мы ждём итогов худсовета и узнаём, что спектакль не приняли. Обычно, когда много средств тратится на постановку, всё равно стараются как-то повернуть ситуацию в пользу театра, что-то переделать, учесть ошибки. Но здесь нет: категорически убрать.

- Сегодня вы работаете режиссёром в Лицейском театре. Почему вы ставите только детские спектакли?

- Ну во-первых, детских пьес сегодня просто нет, их не пишут, а если пишут, то это жуть кромешная. Я беру одну из любимых детьми книгу, сказку и пишу свой сценарий. Мне нужен спектакль для детей - светлый, добрый, музыкальный, яркий, красочный, поэтичный и всегда поучительный. Тексты ролей, стихов пишу сама и ставлю сама. Дети любят играть и делают это талантливо, органично, увлечённо. В театре есть книга отзывов. На детские спектакли всегда восторженные, благодарные отзывы зрителей - и маленьких, и взрослых.

Сцена из спектакля для малышей в Лицейском театре.
Сцена из спектакля для малышей в Лицейском театре. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

- Как вы растите актёров?

- У меня нет задачи «лепить» из детей актёров. Моя задача как режиссёра-педагога - развить в них любовь к прекрасному, образное видение, умение общаться, говорить, думать, слушать, чётко выражать свои мысли. Ребёнок должен быть красивым, владеть своим телом и развивать его возможности. Я хочу слышать правильную речь и учу их логически мыслить, поэтому - сценическая речь, ритмика, пластика, сценическое движение, мастерство актёра. И где бы ни появились, в каких бы фестивалях ни участвовали, мы - лучшие! Мои ученики - студенты театральных вузов, факультетов журналистики, профессий интеллектуальных, духовных.

Мои воспитанники выросли. Они - просто красавцы! Это не завтрашняя Россия, а сегодняшняя. Я ими горжусь.

Досье
Выпускница Новосибирского театрального училища (1965 год), актриса омского ТЮЗа. Работу в театре совмещала с художественным руководством студийным театром в Доме учителя, вела драматический кружок во Дворце пионеров. С 1998 года работает режиссёром в городском драматическом Лицейском театре. В 2009 году стала лауреатом премии «Легенда омской сцены». С 1967 года - член Союза театральных деятелей РФ, с 1997-го - член правления Омского отделения СТД РФ, с 1992 года - пред­седатель областного совета ветеранов сцены. В 2011 году имя Костиковой занесено в Книгу почёта деятелей культуры города Омска. В 2016 году присвоено звание заслуженного деятеля культуры Омской области, в 2018-ом - заслуженного работника культуры РФ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах