Примерное время чтения: 7 минут
141

Кто и когда должен устанавливать приборы учёта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ в Омске 09/03/2011

Мы, потребители, всё ещё ждем: вот что-то решат в верхах, что-то изменится, и счётчики кто-нибудь как-нибудь установит за нас. Установят, но будет всё так же, как в своё время с управляющими компаниями: кто сам не выбрал, за того решила мэрия.

Шаг первый

И здесь уже через год решать будет поздно - что поставят, тому и будем рады. А за какие деньги, устраивает ли нас этот прибор учёта - никто спрашивать не будет. Просто обяжут платить денежки в течение пяти лет (это максимально допустимая рассрочка), и всё.

При этом надеяться, что приборы учёта поставят по 185-му закону (о капремонте) тоже не стоит: наш регион отведённый лимит выбрал, осталось то, что перераспредели от других, но это невелики деньги. И потому, как ни печально, приходится признать: на общедомовые приборы учёта нам придётся «скидываться» из собственных карманов. Причём, видимо, нас заставят это сделать в том числе и с помощью «кнута» в виде повышения тарифов для «бесприборников».

«Для тех, кто платит по нормативу, сумма бывает и больше, и меньше, чем по приборам учёта, и это зависит от многих факторов. Но вот я приведу вам пример, - говорит Виктор Гаак, директор Омского филиала ОАО «ТГК-11». - Согласно 307-му постановлению правительства, мы начисляли плату за отопление по нормативу тем, кто впервые установил приборы учёта, а таких в городе было 283 дома. Результат: жителям 109 домов мы возвращаем по итогам года 65 млн рублей, но ещё 90 домов будут нам доплачивать, потому что потребили больше. И пусть сумма доплаты в разы меньше, это говорит о том, что сам по себе счётчик не экономит, он всего лишь показывает реальное потребление. А уж дальше собственник сам должен думать, что делать: заниматься энергосбережением, отключать каких-то дополнительных потребителей энергии… Это политика государства - показать человеку его расходы».

Что же касается повышения нормативов или применения повышающего коэффициента для «бесприборников», то это один из механизмов понуждения, причём вполне законный. «Представляете, что будет, если мы сейчас установим всем приборы учёта, а потом потребуем за них рассчитаться? - продолжает Виктор Климентьевич. - Наверняка посыплются жалобы уполномоченному по правам человека, люди у нас и до Страсбургского суда дойдут. Поэтому власть решает таким образом стимулировать людей».

Кстати, что касается повышения нормативов, наверняка добросовестные плательщики как раз с этим согласятся: пресловутые МОП научили всех, что «нормативщики», особенно проживающие в квартирах без прописки, попросту обворовывают своих соседей, которые вынуждены платить и за себя, и за десяток «тех парней». Поэтому пусть им повышают тарифы.

Шаг второй

Надо понимать, что просто установка приборов учёта ничего не даст, кроме подсчёта нашего реального потребления. И потому бросаться на то, что дешево, в современных условиях не стоит. Как известно, скупой платит дважды. Понятно, что если китайский общедомовой счётчик стоит 100 тыс. руб., то есть большой соблазн его приобрести. Однако, во-первых, существует дальнейшее постгарантийное его обслуживание, которое наступит через год-два после установки, и не факт, что серьёзные фирмы за этого «друга из Поднебесной» возьмутся. Во-вторых, всё идёт к тому, чтобы компьютеризировать учёт, следовательно, счётчик должен иметь дополнительный выход для установки модема, чтобы можно было с него через Интернет считывать информацию, а не бегать по подвалам. И в-третьих, если прибор учёта «умный», то есть с автоматикой, то он будет запрограммирован на повышение (понижение) температуры в квартирах в зависимости от того, сколько градусов на улице. Да, такое чудо в несколько раз дороже простейшего прибора, однако и толку от него, согласитесь, будет гораздо больше.

Шаг третий

Итак, представим идеальный вариант. У вас уже есть коллективный прибор учёта, и неважно, как вы его получили - заплатив 5% по программе капремонта или все 100%, решив, что счётчик необходим. Вы даже уже заключили договор обслуживания с одной из организаций, и ваш счётчик поверяют, передают показания, и т. д. Но вот незадача: в январе приходит корректирующая квитанция с перерасчётом, и тут вы с ужасом обнаруживаете, что никакой экономии не получилось. Поэтому третий шаг - это определить, вспомнив школьные задачки по математике, «откуда вытекает». По-научному это называется энергоаудит.

«Пока ещё мы, образно говоря, получили весы, на которых взвесили, сколько тепла нам досталось, - говорит Владимир Шебанков, генеральный директор ОАО «Энергосервис», - и обнаружили, что процентов 30 уходит «в воздух», а мы за это платим деньги! А вот что сделать для экономии, крышу утеплить или подвал, окна заменить или межпанельные швы законопатить - мы не знаем. Вот тут-то и придёт на помощь энергоудит. Имея на руках паспорт дома, где чётко указано, «откуда вытекает», можно идти дальше. Средства собственников на текущий ремонт собираются, суммы известны. И тут уже жильцы сами решают, какие суммы и на что в первую очередь потратить. Возможно,  будет субсидирование государства или какие-то суммы войдут в тариф, этого пока мы не знаем. Но путь - куда идти - обозначен. Думаю, что со временем мы наведём порядок».

Выводы из всего вышесказанного делать вам, дорогие омичи. Однако ясно, что времени на установку приборов учёта осталось совсем немного, и лучше уже сейчас начать хотя бы думать об этом, обсуждать, проводить собрания и решать, каким образом их устанавливать.

Компетентное мнение

Нужна программа поддержки собственников!

Анатолий Русавский, директор ООО «УК Жилищник 3»:

- Реализация закона об энергоэффективности и энергосбережении не должна лежать только на плечах жильцов.

Чтобы счётчик работал эффективно, необходимо провести капитальный ремонт дома. Кстати, об этом очень ясно сказано в статье 13 закона № 261. Однако ситуация сегодня такова, что именно этот факт игнорируют законодательные и административные органы, возлагая всю ответственность на собственников, - говорит Анатолий Викторович. - А без ремонта установка счётчиков несёт жильцам дополнительные, ничем не оправданные расходы.

Капитальный ремонт необходим. Так, на домах по ул. 21-я Амурская, где был проведён капитальный ремонт, утеплены фасады, отремонтирована или заменена система отопления, реконструирован тепловой узел, жители почувствовали реальную приличную экономию. А вот на домах, где подобные работы не были сделаны, жители наблюдают кратное увеличение сумм платежей, потому что неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей предполагает серьёзные потери энергии. Конечно, можно сказать, что это проблемы УК. Но если мы эти работы заложим в тариф, он серьёзно увеличится! Жители к такому повороту событий явно не готовы.

В нашем микрорайоне большинство домов имеет возраст больше 50 лет, а значит, остро нуждается в ремонте. Однако у собственников, которые в своё время не покупали, а получали здесь квартиры, денег на это нет. Это люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые просто не имеют таких средств. Например, автоматизированный узел учёта стоит порядка 800 тыс. рублей. Такая сумма неподъемна для большинства собственников наших домов. Может быть какую-то часть затрат должны взять на себя ресурсоснабжающие компании, которые сегодня являются монополистами рынка, или муниципалитет, область? В других регионах так и происходит. Однако, как выяснилось, ни у энергоснабжающих компаний, ни у властных структур денег, чтобы помочь, нет. Но я уверен, что должна быть разработана программа поддержки жильцов! Без неё реализация закона об энергоэффективности и энергосбережении ударит очень больно в первую очередь по собственникам. И об этом необходимо задуматься уже сегодня.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах