«Пришли новые квитанции, и я заметила, что за обслуживание жилья из-за появления графы ОДН должна заплатить чуть ли не в два раза больше, чем раньше, - негодует жительница Омска Людмила Зайцева. - Особенно удивили расчёты норматива за свет. Я в квартире электроэнергии потребляю меньше, чем должна отдать якобы за освещение подъезда. Ладно бы хоть лифт в доме был. Так нет: живу в хрущёвке, а в подъезде стоят энергосберегающие лампочки».
Пенсионер Антон Скворцов рассказывает, что он несколько лет пропагандировал экономное потребление, предложил совету дома установить светодиодные лампы, следил, чтобы свет не горел круглые сутки, а после получения квитанций понял, что зря терял время.
«Как я теперь соседям в глаза смотреть буду? Несколько лет вкладывались, чтобы потом экономить. После введения нормативов поняли, что выкинули деньги на ветер».
Вал жалоб от жителей
«По электрической энергии по всем категориям жилых домов норматив установлен методом аналогов. То есть по показаниям приборов учёта группы жилых домов, которые распространены на всё жильё в регионе. Норматив был установлен аж в 2012 году на основании показаний приборов учёта, полученных ещё в 2011-м, и явно требует обновления, - рассказывает Алексей Тихомиров, заместитель председателя РЭК Омской области. - При этом нормативы на холодное и горячее водоснабжение в подавляющем количестве случаев были установлены расчётным методом».
Специалисты РЭК посетовали, что с начала текущего года они наряду с поставщиками услуг и управляющими компаниями получили массу обращений граждан. Жители недовольны несправедливыми расчётами нормативов. Предполагается, что не позднее 1 июля эти нормативы должны быть актуализированы. К этой дате появится ещё один - на сточные воды.
«РЭК необходимо как можно скорее оценить и переоценить нормативы ОДН в соответствии с фактическими значениями потребления, - считает Алексей Тихомиров. - К сожалению, законодатель не предусматривает возможности использования приборов учёта для определения ресурса, потреблённого по ОДН».
Нерыночные отношения
Потребители отдают себе отчёт в том, что у них в подъездах нет кранов. Жильцы не понимают, почему услуга горячего водоснабжения попала в ОДН. Пока человек не понимает, за что он платит, он не будет этого делать. А значит, кризис неплатежей на рынке ЖКХ может усилиться.
При этом дебиторская задолженность потребителя перед УК выльется в дебиторскую задолженность УК уже перед самими ресурсоснабжающими организациями.
Ресурсников полностью устраивает старая модель оплаты услуг.
А это, в худшем случае, может привести даже к банкротству самих управляющих компаний, которые просто не смогут найти денег, чтобы покрыть неуплату своих жителей и компенсировать сверхнормативное потребление домов.
С другой стороны, в неприятную ситуацию попали жильцы, настойчиво занимавшиеся энергоэффективностью. Они свели реальный расход по ОДН практически к нулю, а сейчас получили норматив, который был рассчитан для дома, где об экономии ресурсов и не думали.
В надзорном ведомстве сетуют, что многие граждане до сих пор не оплачивают соответствующие квитанции. Хотя именно дома неплатёжеспособной аудитории часто нуждаются в срочном ремонте, который и проводят за счёт средств более состоятельной публики, в проблемных домах не живущей.
Представитель РЭК разъясняет: омская комиссия дважды предлагала федеральному Минстрою разрешить собственникам, в случае соответствующего решения собрания, оплачивать ОДН из фактических показаний приборов учёта. Но ответа на эту инициативу не было.
ДОМА НЕПЛАТЁЖЕСПОСОБНОЙ АУДИТОРИИ ЧАСТО НУЖДАЮТСЯ В СРОЧНОМ РЕМОНТЕ
Алексей Сокин, вице-спикер Омского городского Совета, согласен с тем, что в реалиях рыночной экономики не должно быть нормативов, если есть фактические данные о потреблении ресурсов:
«Есть коммунальная услуга, есть гражданин, который её оплачивает, и есть факт потребления. Государство должно по минимуму вмешиваться в эту ситуацию. К сожалению, у нас всё иначе: государство плодит регуляторов, которые выводят нормативы расчёта».
Как отмечает заместитель генерального директора по энергосбытовой деятельности АО «Омск РТС» Олег Хилько, из 4200 домов в Омске, которые обслуживает «Омск РТС», 1300 оприборены. Их жильцы платили ОДН по факту потребления, по большей части ОДН по горячей воде получались меньше, чем норматив. Скорее всего, сейчас эти люди перестанут платить, потому что пока у них отсутствует понимание того, как изменилась логика начисления платежей за общедомовые нужды, а значит дебиторская задолженность потребителей перед управляющими компаниями, выльется в дебиторскую задолженность УК перед поставщиками услуг».
От редакции. Огорчает, что новая методика расчёта ОДН не учитывает достижений прогресса и полностью перечёркивает деятельность жителей, УК и ресурсоснабжающих организаций по экономии ресурсов. Странно, что фактическая отмена политики энергоэффективности произошла в Год экологии. По логике государство должно отказаться от социалистических пережитков в виде расчёта любых нормативов в пользу более современной системы оплаты за фактически потреблённый ресурс.
Надежда на законодателя
Марина Герлейн |
«Мы, как орган контроля, должны обеспечить соблюдение тех требований, которые предусмотрены федеральным законодательством. Не больше, но и не меньше, - комментирует ситуацию Марина Герлейн, заместитель начальника Госжилинспекции по Омской области. - Требования определены, и их нужно соблюдать до тех пор, пока они не изменятся. А изменить их могут только наши депутаты, которые законы и принимают. Тем не менее отмечу, что доводы, которые приводят ресурсоснабжающие организации и УК, не беспочвенны. Не случайно негодование высказывают потребители, активно занимавшиеся экономией коммунальных ресурсов. Зато те омичи, которые не задумывались об эффективном потреблении, получат более дешёвые, чем раньше, нормативы по ОДН, а неизбежное превышение норматива в домах станет опять же головной болью их управляющих компаний».
Коммунальный треугольник
Ольга Смиковская |
«Когда в 2012 году ввели платежи за ОДН, тоже было много нареканий, но население уже привыкло к ним, - рассказывает Ольга Смиковская, коммерческий директор водоснабжающей организации. - Сейчас в отношения между ресурсоснабжающими организациями и физлицами ещё включили управляющую компанию. Услугу разделили. Как мы в этом треугольнике будем разбираться, сложно сказать. Мы не понимаем, из каких средств УК будут гасить сверхнормативное потребление. Высока вероятность, что люди не станут оплачивать услугу, стоимость которой им непонятна. И эти расходы перекладываются на жилищников. Мы, со своей стороны, отпускаем ресурс, который отслеживаем по общедомовому счётчику, и за весь ресурс должны получить оплату. Как поставщик ресурса мы прогнозируем рост дебиторской задолженности со стороны управляющих компаний и совместно с жилищниками пытаемся выстроить договорные отношения».
Не стали мотивации
Оксана Севастюк |
«В идеале ОДН - это коммунальный ресурс на обслуживание дома, а не разница между показаниями общедомового прибора учёта и совокупными данными индивидуальных квартирных счётчиков жильцов. Но в результате в ОДН включили эту разницу. Управляющая компания этот ресурс не потребляет! В большинстве домов у нас вообще отсутствует холодный и горячий водоразбор.
Я хочу поддержать население: жители домов в массовом порядке ставили приборы учёта, покупали энергосберегающие лампы в подъезды, ремонтировали системы дома, чтобы ограничить потери ресурса. Законодатель взял и перечеркнул эту деятельность, введя некорректные нормативы. Мы отбираем у людей стимул экономить ресурсы.
Подорожание услуги появилось в квитанциях именно от управляющих компаний. Отчего и весь негатив населения выливается на них. А ведь в УК выставляют лишь те цифры, которые им спускают в нормативах. Объяснить населению природу повышения цены очень сложно. Отчего растёт социальная напряжённость. Люди перестают доверять государству. Ещё хуже, что нормативный акт принят в работу стремительно. Никого не волнует, что жилищникам нужно время, чтобы наладить технологические процессы. От нас требуют разделить платежи на новые строчки в квитанциях. Но чтобы это сделать, нужно было заменить программное обеспечение и срочно перезаключить договоры с банками, почтой и т. д.», – рассказывает Оксана Севастюк, председатель координационного совета управляющих компаний Омской области.