Во многих городах-миллионниках уже не первый год существует перенасыщенность аптек, и как следствие - ценовой демпинг, агрессивная конкуренция и взаимные обвинения сетей в различных нарушениях. Что ждёт региональный аптечный рынок в ближайшем будущем? Своё видение ситуации прокомментировал Дмитрий Андреев, руководитель отдела развития франчайзинга и интеграционных проектов ООО «Медэкспорт - Северная Звезда».
- На ваш взгляд, какова конкурентная среда на аптечном рынке Омска?
Дмитрий Андреев |
- Мы считаем, что на омском аптечном рынке происходят всё те же явления, что и в других регионах - рынок как расширяется, так и концентрируется одновременно, т. е. сети растут, а более мелкие игроки уходят с рынка. Действительно, конкуренция очень высокая, но, с другой стороны, потребитель только выигрывает: он получает лучшие цены, разнообразие специальных предложений, акций, бонусов. Небольшим компаниям сложно вести ценовые войны с крупными сетями, и они находят рыночные ниши, делая ставку либо на широкий ассортимент, либо на индивидуальный подход к покупателю, на развернутые консультации. Таким образом, индивидуальные предприниматели делают свой бизнес клиентоориентированным, выстраивают его под конкретного покупателя. Эта модель вполне успешно функционирует даже в нынешних непростых условиях. Что касается крупных игроков, то нам приходится работать в жёсткой конкурентной среде. Компания «Медэкспорт - Северная звезда», которая является правообладателем бренда Фармакопейка®, работает с 1999 года. Мы за 16 лет повидали многое, поэтому ценовая конкуренция нас не пугает. Если наши конкуренты будут продавать, например, корвалол по 2 рубля, мы также выставим его на полки по 2 рубля. Таким образом, ценовые войны с «Фармакопейкой» вести бесперспективно.
- При такой ситуации возникает подозрение, что в погоне за низкими ценами аптеки выставят в продажу медицинские препараты с истекшим сроком годности или вовсе контрафакт?
- Возможность появления на аптечной полке контрафактной продукции крайне мала. Абсолютно все фармпрепараты проходят многоступенчатую систему контроля, и как только информация об изъятии из обращения попавшего под подозрение товара поступает в аптеку, он моментально снимается с реализации. Нарушений правил хранения лекарств всё меньше. Всё больше аптек живёт по отраслевым стандартам, и Омск в этом плане - вполне благополучный город. Фармакопейка®, безусловно, дорожит своей репутацией и неукоснительно соблюдает лицензионные требования.
Основные усилия в работе наших аптек мы направляем на то, чтобы обеспечить своим покупателям наиболее доступные цены на лекарственные препараты. Благодаря передовой системе логистики товар в аптеках регулярно обновляется. Мы активно работаем с ассортиментом, вводим новинки. Развиваем у омичей культуру индивидуального заказа препаратов, как это делают в европейских аптеках, повышаем профессиональный уровень наших фармацевтов.
Мы продолжаем своё развитие и через интернет-пространство: только что запустили мобильное приложение Фармакопейка® для смартфонов на базе платформ iOS и Android. Оно уже доступно для скачивания в интернет-магазинах AppleStore и GooglePlay.
Отдельно надо выделить наш социальный проект: ДЕЖУРНАЯ АПТЕКА-ДИСКАУНТЕР Фармакопейка24® (б. Архитекторов, 7/1; ул. Гашека, 12; ул. Лобкова, 4; ул. 12 Декабря, 104; ул. Химиков, 20).
В этих аптеках мы отказались от бонусных программ, скидок, маркетинговых акций, и предлагаем нашим покупателям наиболее эффективные лекарственные препараты по ценам существенно ниже рыночных. В круглосуточных аптеках работают наиболее опытные фармацевты, т. к. мы понимаем, что в дежурные аптеки будут заходить люди в ночное время, а значит, необходима срочная помощь, ситуация неотложная. Согласитесь, когда у человека сердечный приступ, не очень этично предлагать покупателю бонусы или акции типа «Купи два - получи третий в подарок». Фармацевт в таком случае должен максимально быстро реагировать на запрос и предложить самый эффективный препарат. Мы гордимся, что сделали такой важный шаг к покупателю, с социальной точки зрения это шаг навстречу малообеспеченным категориям граждан нашего города. Следующей ступенью в нашем развитии будет открытие аптек крупного формата - фарммаркетов. Об этом мы ещё расскажем, возможно, уже в следующем году.
- Насколько потребность в фармацевтах соответствует вашему растущему запросу?
- Наш город не испытывает такого кадрового голода, как другие регионы. Выпускники наших учебных заведений, получившие специальность провизора или фармацевта, могут спокойно найти работу как в других регионах, так и в Омске, в том числе и в нашей компании. Совместно с кафедрой фармакологии ОмГМУ мы разработали специальную образовательную программу для фармацевтов-консультантов «Организация фармацевтической помощи». Подготовку таким образом у нас прошли уже около 3 тыс. фармацевтов. Есть и собственная кузница кадров - организационно-методический центр в Омске и четыре учебных аудитории в Барнауле, Кемерово, Новосибирске и Тюмени. Наиважнейшая задача для нас - обучение наших сотрудников, и не столько навыкам продаж и стандартам обслуживания, сколько умению взаимодействовать с покупателем в широком смысле, а именно в выборе и приёме препарата делать ставку на эффективность и безопасность.
Реклама
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ.