В пресс-центре «АиФ в Омске» прошла горячая линия по здравоохранению. За час ее работы поступило более 30 обращений. На вопросы, заданные заранее, министерство здравоохранения Омской области отреагировало до начала горячей линии – читатели звонили со словами благодарности.
На вопросы читателей отвечали:
Галина Ларина, советник отдела организации оказания первичной медико-санитарной помощи Департамента организации оказания медицинской помощи минздрава Омской области;
Марина Тиванова, заместитель директора страховой компании «РОСНО»;
Олеся Богза, советник отдела охраны здоровья матери и ребенка Управления организации оказания медицинской помощи женщинам и детям минздрава Омской области;
Наталья Пархаева, главный специалист отдела профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия человека департамента организации оказания медицинской помощи минздрава Омской области.
Опять отругали
Время от времени сотрудники нашей поликлиники позволяют себе некорректные выражения. К кому обращаться с такими претензиями?
– Каждый отдельный случай требует тщательного рассмотрения, – говорит Галина Ларина. – Во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях имеются заместители главного врача, отвечающие за организацию оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Как правило, в холле учреждения здравоохранения рядом с регистратурой на информационном стенде размещена информация о графике приема граждан по личным вопросам администрацией медицинской организации.
– Вы наверняка застрахованы по обязательному медицинскому страхованию в одной из страховых медицинских организаций, – дополняет Марина Тиванова. – Возьмите полис обязательного медицинского страхования, там указаны название компании и телефон. И если вы не решили вопрос с администрацией лечебного учреждения, где произошел неприятный случай, рекомендую обратиться в отдел защиты прав вашей страховой медицинской организации. Нужно подать письменное обращение либо обратиться на сайт, страховая медицинская организация разберется, урегулирует вопрос и предоставит вам письменный ответ.
Кто скоро поможет?
– В соответствии с законодательством (Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь, оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, – отвечает Галина Ларина. – При этом надо помнить, что до приезда врача скорой помощи самостоятельно принимать какие-либо лекарственные препараты не рекомендуется, так как это может изменить клиническую картину заболевания и затруднит постановку точного диагноза. Сотрудниками скорой помощи после осмотра пациента определяется тактика оказания медицинской помощи, при наличии экстренных показаний после выполнения лечебных манипуляций осуществляется транспортировка в стационар.
Скорая уехала – боль осталась
Мне оказана неквалифицированная медицинская помощь, после отъезда скорой помощи стало хуже. Кому жаловаться?
– Сотрудники бригады скорой медицинской помощи оказывают экстренную или неотложную медицинскую помощь, – говорит Галина Ларина. – При оказании скорой медицинской помощи, если есть необходимость, осуществляется транспортировка граждан в круглосуточный стационар. После проведенного в условиях приемного отделения стационара обследования, решается вопрос о необходимости госпитализации. Если угрозы для жизни и здоровья пациента нет, то гражданин отпускается домой с рекомендациями по дальнейшему наблюдению и лечению. Если сотрудник бригады скорой медицинской помощи не видит показаний для осуществления экстренной госпитализации, то после проведения лечебных мероприятий пациент остается дома, а информация о нем передается в поликлинику по месту проживания из бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи». В целях определения дальнейшей тактики оказания медицинской помощи к гражданину на дом на следующий день направляется врач-терапевт участковый. Кроме того, надо отметить, что в поликлиниках есть кабинеты неотложной медицинской помощи. Поэтому в случае возникновения неотложной ситуации можно позвонить в регистратуру в часы работы поликлиники и вызвать бригаду неотложной медицинской помощи. Если бригада скорой медицинской помощи уехала, а остались вопросы, то можно позвонить по телефону «03» и получить консультативную помощь дежурного врача. В случае необходимости бригада скорой помощи выедет по указанному адресу повторно.
Беременность – дорогое удовольствие
Я беременна, у меня 1 отрицательная группа крови, у мужа – 2 положительная. Врач говорит, что на 28 неделе и сразу после родов мне надо будет ввести сыворотку иммуноглабулина. Стоит одна инъекция 7 тыс. руб., значит мне понадобится 14 тыс. руб. Законно ли, что за это просят деньги? В страховой компании сказали, что сыворотка имууноглабулина входит в список жизненно необходимых лекарств и ставится бесплатно. На форумах читала, что почти со всех беременных за это требуют деньги. Цена везде разная – от 5 тыс. до 9 тыс. руб.
– Действительно, при вероятности возникновения резус-конфликта для исключения проблем при последующих беременностях необходимо на 28-й неделе и сразу после родов ввести сыворотку иммуноглабулина, – говорит Олеся Богза. – Она абсолютно бесплатна. Эту процедуру проводят в стационаре – не в женской консультации, это этап госпитализации. Однако для этого вам необходимо только получить направление с указанием вашей проблемной ситуации от участкового врача акушера-гинеколога.
Спасаемся в санатории
Можно ли бесплатно попасть в детский санаторий. Часто болеем. Ребенку 4 года.
– Можно. У нас в Омской области есть специальный санаторий, предназначенный для детей от 3 до 7 лет, – продолжает Олеся Богза. – Там лечатся детки с частыми заболеваниями верхних дыхательных путей – для этого санаторий и предназначен. Помимо медицинских работников, там есть воспитатели, няни. Детей кормят 4 раза в день, а смена длится 21 день. Родители могут посещать детей. Чтобы попасть в санаторий, надо получить направление от участкового педиатра, подойти с ним к заведующему детской поликлиникой. У него есть путевки, они поступают в поликлинику ежемесячно.
Как и на чем сэкономить?
Расскажите о добровольном медицинском страховании, если ли здесь действительная финансовая выгода. Регулярно вынуждена ходить в частные клиники, поэтому все чаще задумываюсь о ДМС.
– Я представитель страховой медицинской организации, которая занимается обязательным медицинским страхованием, однако могу сказать, что в вашей ситуации действительно, имеет смысл заключить договор добровольного медицинского страхования, – говорит Марина Тиванова. – Форма договора может быть разной – для вас лично или распространяться на всю семью. Это и правовая защита, и прозрачность при получении услуг. При этом помните, что неотложная медицинская помощь оказывается во всех медучреждениях бесплатно. И если все же вы получаете платные услуги, то вы можете вернуть налоговый вычет в размере 13% от суммы затраченных средств. Налоги возвращаются в течение года за весь предыдущий календарный год.
Куда податься?
Переехала год назад по новому адресу, до недавних пор в поликлинику не обращалась, не было необходимости. Недавно заболела, пошла на прием к врачу, в регистратуре карточку мне завели, но к какому участку я отношусь, так и не выяснили. Всякий раз как прихожу на прием, меня отправляют к разным врачам, и всякий раз они возмущаются, что, мол, я не отношусь к их участку. А чем я виновата? Как в таких случаях должны поступать в поликлинике. Мне объясняют, что наша новостройка вообще нигде не значится. Я всякий раз буду так нервничать, когда иду в больницу? К слову, в детской поликлинике дочь сразу приписали к определенному участку и не жаловались, что «новостройка нигде не значится».
– В соответствии с законодательством – ФЗ №323 – гражданин имеет право на выбор врача с учетом согласия врача один раз в год, за исключением случаев смены места жительства, – говорит Галина Ларина. – Это право он реализует путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации – лично или через своего представителя. При подаче заявления необходимо иметь страховой полис и паспорт. После этого в письменном виде он получает информацию о том, к какому врачу и участку он прикреплен. Медицинская помощь оказывается по территориальному признаку. В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан. Поэтому если при прикреплении к врачу численность населения терапевтического участка оказывается превышенной, то врач вправе отказать вам. В регистратуре вам должны были объяснить порядок прикрепления для медицинского обслуживания. Если этого не сделали, то можно обратиться к заместителю главного врача, отвечающему за организацию оказания первичной медико-санитарной помощи.
Тайные знаки
В моей карточке регулярно появляются новые записи в то время, когда меня не было в поликлинике. Как такое может быть?
– Надо обратиться в отдел защиты прав граждан своей страховой медицинской организации, – говорит Марина Тиванова. – По факту письменного обращения проводится официальная проверка. В медицинских учреждениях формируется реестр посещений. С реестром можно сверить те записи, которые имеются в Вашей карточке.
Усилия не напрасны
Не могу попасть к лору в своей поликлинике. Что делать?
– Действительно, такие ситуации бывают, – говорит Олеся Богза. – Специалист, например, в отпуске или отсутствует по каким-то другим причинам. Пациент направляется в лечебное учреждение, с которым заключен договор у вашей поликлиники. Если возникают вопросы, следует обратиться в администрацию поликлиники.
Опять отказали
Почему при острой зубной боли – но при этом герпес на губе – мне отказывают в государственной поликлинике в помощи?
– Зубная боль может быть разной, – говорит Наталья Пархаева. – Бывает, что она несет угрозу жизни и здоровью человека. И тогда вам обязаны оказать помощь, даже при наличии герпесной инфекции. А вообще лечить зубы при герпесе не рекомендуется, поскольку это инфекция. Поэтому если зубная боль может быть отсрочена, то медицинскую помощь лучше отложить. Решение всегда принимает врач после осмотра.
Остался без талона
Если отсутствуют талоны на момент обращения, то в течение какого срока они должны быть предоставлены и можно ли обратиться в другое учреждение? Какое? Законно ли предложение пройти к специалисту платно, если нет бесплатных талонов?
– Предложение пройти платно – незаконно, – говорит Галина Ларина. – Первоначально необходимо обратиться к врачу-терапевту участковому, он определит, требуется ли консультация врача узкой специальности. Ежегодно принимается Программа государственных гарантий оказания гражданам, проживающим на территории Омской области бесплатной медицинской помощи, которая утверждается Постановлением правительства Омской области. Программа предполагает, что в течение 10 рабочих дней с момента обращения можно получить талон на прием к узкому специалисту. Этой же программой утверждены и сроки оказания неотложной медицинской помощи – не более 2-х часов с момента поступления обращения в поликлинику больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому. В случае отсутствия в поликлинике врача узкой специальности администрацией данного учреждения решается вопрос о направлении пациентов на консультацию в другое лечебное учреждение.
Ребенка обидели
Участковый врач не хотела давать направление сыну на обследование в детскую областную больницу. Имеет ли она на это право? Возможно, оплата идет так сказать подушевая, за каждого пациента. Я не пониманию, с чем связано такое категоричное нежелание участковых направлять пациентов в другие учреждения? Получается, сами лечить не хотят и к другим не пускают. Понятно, что речь идет о бесплатном приеме, ведь для этого нужно направление участкового специалиста.
– У нас распределены медицинские учреждения как по уровню оказания медицинской помощи, так и по категории, – говорит Олеся Богза. – Жители села имеют право обслуживаться в областных медучреждениях, если ребенок проживает в городе, то только в том случае, если у него есть заболевания крови.
Крик о помощи
Не могу попасть к эндокринологу в поликлинике № 2 Кировского административного округа. Нам нужно просто на прием к специалисту.
– Вам необходимо обратиться в поликлинику № 13, потому что в Поликлинике № 2 нет ставки эндокринога, – говорит Олеся Богза. – Можно сразу обратиться в поликлинику № 13 или попробовать забронировать талон через интернет. При этом у вас должно быть направление от участкового врача. Если возникнут вопросы, обращайтесь в детский отдел Министерства здравоохранения Омской области по телефону 25-88-77.
На слух
Можно ли получить консультацию по телефону скорой помощи? Насколько это целесообразно и безопасно?
– В бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» в круглосуточном режиме организована работа дежурных врачей, которые при обращении по телефону «03» окажут необходимую консультативную помощь – говорит Галина Ларина. – Важно правильно описать свое состояние. Врач расскажет, что необходимо делать до приезда бригады скорой медицинской помощи. Для получения консультации надо попросить диспетчера соединить Вас по телефону с дежурным врачом.
Карта потерялась
Имею ли я право хранить свою медицинскую карту дома? Моя карта постоянно теряется в регистратуре.
– Не имеете, – говорит Галина Ларина. – В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255 Медицинские карты амбулаторного больного хранятся в регистратуре: в поликлиниках – по участкам и в пределах участков по улицам, домам, квартирам. Медицинские карты амбулаторного больного могут быть запрошены страховой компанией, регулярно проводится выборочный контроль качества оказания медицинской помощи, в связи с этим они всегда должны храниться в регистратуре. Однако согласно пункта 5 статьи 22 главы 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.