Молодые люди наряжаются кельтами, изучают культуру, историю, охотно носят украшения, делают татуировки с кельтскими узорами и верят в их магические свойства.
При этом традиционная русская культура богата настолько, что кельтам и не снилось. Только вот преодолеть этот барьер, который возведён между русским народом и его собственной культурой, никак не получается. Говорят, напора у нас не хватает.
Бабушки в кокошниках
Омич стал чемпионом Британии по ирландским танцам. Молодец? Безусловно! И мы им гордимся. Но знаем ли мы, что ребята из ансамбля «Жарки» из Седельниково на Международном конкурсе русского народного танца стали лауреатами? По нынешним временам поездка коллектива из глубинки в Москву на фестиваль такого уровня означает то же самое, что и вояж Никиты Кудрявцева в лондонское предместье на фестиваль ирландского танца. Увидим ли мы седельниковцев когда-нибудь на большой омской сцене? Вряд ли.
В регионе с 1992 года существует фестиваль русской культуры «Душа России». В своё время каждый муниципальный район представлял лучшее из своего наследия на одной из главных концертных площадок региона. Это было престижно и ответственно.
РУССКАЯ ТЕМА БЫЛА ВСЕГДА ЛЮБИМА КУТЮРЬЕ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. В МИРЕ МОДЫ ЦЕНИТСЯ ОСОБЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ С ШАЛЯМИ.
Сейчас фестиваль проходит в формате межрайонных обменных концертов. Где-то по сельским Домам культуры колесят фольклорные ансамбли из Называевска в Любино, из Черлака в Нововаршавку и т. д. Концертная программа строится по шаблону, с неизменным девичьим дуэтом-трио-квартетом, мужским вокалом и фольклорной группой бабушек в русских сарафанах. Чтобы быть под стать «Бурановским бабушкам», снискавшим славу на музыкальном конкурсе «Евровидение», народные коллективы поют на сцене такое, что старики бегут, а молодёжь смеётся. Очевидно - что-то не так с представлениями о традиционной русской культуре. Можно вспомнить полемику вокруг выступления Надежды Бабкиной, которую пригласили в Омск на один из Дней города. Тогда даже составили петицию, требующую отменить её визит.
Образовательная академия
В Омске уже второй раз состоялся культурно-образовательный форум «Академия русской культуры». Традиционный костюм и мода, музыка, театр, фольклор в медийном пространстве - эти темы подробно обсуждались на площадках форума, а эксперты-то какие были! Одно имя Сергея Старостина чего стоит. Этнограф, собиратель и исполнитель русского фольклора. В Омск приезжал Юрий Колесник, автор книги «Репертуар народного хора» и преподаватель отдела сольного и хорового народного пения Гнесинки.
Особое место в программе занял перформанс «Русский космос», поразивший омичей соединением в одной программе электронной музыки британского композитора Denny Kay, костюмов, реконструированных этнологическим клубом «Параскева», и дизайн-проектом одежды в русском стиле от бренда VarvaraZenina.
Но особенностью этого года стали встречи на тему стратегий продвижения традиционной культуры. Эксперты уверяли, что и в сфере культурного наследия действуют законы рынка.
Почему важно знать культуру своего народа? Зачем человеку цифрового века русские песенные традиции, пляски, хороводы? На эти вопросы «академики» искали ответ и доказали, что традиционная культура гораздо шире, чем реконструкция и работа с источниками.
Кстати, многим нравится кельтская музыка - и ничего странного в этом нет: она заводная, весёлая, энергичная. Но привлекательность кельтской песенной культуры всё же поверхностна. Мелодия может зацепить - полюбопытствуешь и вернёшься к своей родной «Во поле берёза стояла». Та не проникает в сердце, вглубь, не задерживается в душе, а русская тема - она вечна.
Готовимся к Году народного искусства
Виктория Багринцева |
«В Омской области с 2001 года существует фестиваль русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый». С 2004 года собирает на своих мероприятиях мастеров межрегиональный праздник традиционных ремёсел «Покровская ярмарка». Есть целая серия проектов, посвящённых погружению в определённые слои народной культуры, где мы показываем подлинные традиции, - говорит директор Государственного центра народного творчества Омской области Виктория Багринцева. - Это своеобразный ликбез. У «Академии русской культуры» - другой посыл: мы рассматриваем вопросы продвижения. Кстати, Владимир Путин дал поручение подготовиться к следующему году, который будет посвящён народному искусству и нематериальному наследию.
Понятно, что музеи, фольклорные коллективы могут предложить многое. Но наша задача - привлечь аудиторию, которая себя не сопоставляла с этим пластом культуры, считая, что с ними ничем не связана».
Из сундука - на подиум
Варвара Зенина |
«Я представляю направление русского традиционного костюма, эта тема неисчерпаема и имеет достаточно высокий отклик у аудитории, - рассказывает создатель бренда актуальной русской одежды Варвара Зенина. - Это всегда полные залы. Специалисты-реконструкторы находят уникальные образцы в этнографических экспедициях и запасниках музеев. Попадаются уникальные русские вещи, о которых сами русские не подозревают. Например, архаичные виды одежды или уникальные, содержащие в себе особые смыслы, орнаменты архаичных типов. В Омском краеведческом музее хранится коллекция костюмов, собранная известным в Сибири этнографом Новосёловым. Это старообрядческая одежда с орнаментальной вышивкой. Сейчас изучением и воплощением на практике опыта традиционных культур занимается этнологический клуб «Параскева» из Санкт-Петербурга, они владеют передовыми технологиями реконструкции традиционных костюмов. В России им равных нет».
Как подашь, так и продашь
Марина Пускант |
«Есть проблема «упаковки», и она очевидна. Если мы говорим о чём-то старинном, то использование современных технологий продвижения кажется нам невозможным. Люди поднимают руки и говорят: «Наверное, с этим так нельзя». Потому что современные технологии воспринимаются не только как форма, но и как содержание, – сказала эксперт в области продвижения этнокультурных проектов из Великого Новгорода Марина Пуксант. – Любой ли художник может быть продавцом? Существует огромный разрыв между теми, кто способен делать хороший продукт, и теми, кто мог бы его хорошо продавать. Омская «Академия традиционной культуры» - смелый проект. Здесь берут основу, не меняя ничего, культура остаётся в том виде, в котором дошла до нас. Но вместе с тем не боятся использовать весь аспект подачи «упаковки», я говорю не только о рекламе и СМИ. В этом случае важны вкус и мера, чтобы «позаигрывать» с молодёжью современными формами подачи архаичного продукта».