Примерное время чтения: 6 минут
211

Фольклор народный и "инородный"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Омске 21/11/2006

Мало кто из россиян знает, что под современной маркой "русская народная культура" долгие годы выдавалось явление совершенно другого порядка.

Подлинный фольклор бесконечен в импровизации, медитативен и даже лечит - для помощи раненому казаки пели над ним, а в обычном хороводе через соприкосновение рук происходил колоссальный обмен положительными эмоциями.

Об этих и многих других тайнах родной культуры мы беседуем с Викторией Багринцевой, руководителем фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории "Берегиня". Недавно коллектив вернулся с научно-практического форума "Живая традиция", благодаря которому записи выступлений омичей есть теперь в архивах Храма Христа Спасителя в Москве.

- Виктория Юрьевна, сейчас в России мода на инородную этническую культуру: идет стилизация среды обитания и одежды, например, "под Японию", на каждом шагу обучают танцу живота, продают амулеты... Русская народная культура устарела?

- Культура не устарела, с ней долгие годы велась идеологическая борьба, в результате которой произошла подмена понятий! Все, что многими десятилетиями нам подавалось под названием "народное", на самом деле таковым не являлось. Для современного уха и глаза подлинное народное творчество полно неожиданностей. Например, многочисленность исполнителей русского народного хора, пение под аккомпанемент оркестра народных инструментов, унифицированные костюмы и хореографические трюки имеют мало общего с русским фольклором. Традиционное пение - это импровизационное музицирование без инструментального сопровождения.

Сколько сейчас говорится о красоте и сложности танца живота, а попробовал бы кто исполнить кадриль - там такие фигуры "высшего пилотажа"!

Проблема в том, что слишком много поколений ушло, так и не передав свои культурные ценности потомкам. И в XXI веке надеяться на естественное возрождение народной культуры - бессмысленно!

- Прошедший форум проходил по благословению Святейшего патриарха Московской и всея Руси Алексия II. Как соприкасаются церковные традиции и народные, имеющие языческие корни?

- Русская народная культура, безусловно, православная. Отголоски язычества остались на уровне слов, но языческие обряды давно не воспроизводятся. Кстати, сам форум был посвящен празднику Казанской иконы Божьей Матери и Дню народного единства. Гала-концерт проходил в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, и теперь записи этого уникального концерта доступны всем посетителям Храма. Некоторые фольклористы знакомы с искусством звонарей, поют в церковном хоре, и даже становятся священниками.

Энергичная угрюмость сибиряков

- Насколько мы потерялись как нация из-за подмены культурных ценностей?

- Сместился баланс в соотношении "Я - МЫ". "Я" - индивидуальность в чистом виде - характерна для европейского типа мышления. Русской культуре ближе коллективное песнопение сотворчество, когда "Я" и "МЫ" находились в состоянии баланса, гармонии. Будешь слишком демонстрировать себя - испортишь песню, никак не проявишься - создашь лишь ненужный фон, шум. Нарушение баланса сразу заметно: или творчество приносит наслаждение, или коробит, тревожит. Некоторые параллели возможны с джазовым стилем - та же импровизация в рамках заданной темы и коллектива.

Европейская классическая музыка отражает результат: идет борьба, и в конце - победа или поражение. Для русской музыки характерна эпичность. Феномен русской песни в ее протяжности, это как бескрайние российские просторы. У нашей песни нет точки, в ней важен процесс исполнения, поэтому много повторов, ахов, охов - не сразу и сюжет перескажешь. Русской песне свойственна некоторая медитативность, бесконечность, в отличие, например, от четко структурируемой немецкой песни.

Сейчас свое гармонизирующее культурное начало мы потеряли. Пытаемся научиться восточной медитации и все равно находимся в постоянном состоянии стресса. Нам не хватает общения, самовыражения, а народная культура позволяла каждому проявить лидерские качества. Кому в песне, кому в пляске, кому в театральных импровизациях - в фольклоре было все и для всех. Ушло в прошлое и полное единение человека с природой, экологичность культуры. Мы живем в таком соре, дышим грязным воздухом и пьем грязную воду, что язык не поворачивается назвать это культурой, даже просто прогрессом.

- Учитывая этнографический материал, который ваш коллектив ежегодно привозит из экспедиций, какой портрет предка-сибиряка можно нарисовать?

- В омском сибиряке проявляется сплав многих культур. Область заселяли чалдоны, казаки, староверы, украинские, белорусские и российские поздние переселенцы. Но сплав получился настолько крепкий и самобытный, что в центральной России сибиряка сразу отмечают. Наши песни отличаются особой энергетикой, специфическим стилем. Для них характерна сосредоточенность, на первый взгляд, близкая к угрюмости. Во многом это обусловлено суровыми условиями жизни.

Сибиряки любили протяжные песни, а зимой любимым увеселением молодежи были вечорки. В короткое лето было не до игрищ.

Два притопа, три прихлопа

- Народную культуру любят обвинять в примитивизме...

- Да можно десять раз закончить консерваторию и не повторить "простую" русскую песню - такой это сложный мир! Как-то Мария Георгиевна Вербенец, наша единомышленница из Крутинского района, принесла записи песен. Решила разучить их с хором и попросила расшифровать песни. Слушаем - поют три человека, а Мария Георгиевна утверждает, что записывала двух бабушек. Когда же положили песню на ноты, то были поражены - ни одна исполнительница ни разу не повторилась - настолько высокий класс импровизации!

А сколько народная песня прибавляет физического и душевного здоровья! Знаю по себе, бывает, устанешь к вечеру, кажется - сил вообще нет, а как на репетиции попоешь, потанцуешь - будто заново родился. В тех же хороводах через соприкосновение руками идет грандиозная "подзарядка" положительными эмоциями. Интересно, что казаки лечили песней: вставали кругом и пели, создавая звуковой купол над раненым. По-моему, народная протяжная песня - это самое адекватное выражение русского характера, терпеливого, настойчивого и спокойного.

Справка

В. Даль толкует "Берегиню" как русалку, но некоторые исследователи утверждают, что Берегиня в славянской мифологии - это великая богиня, вместе с Родом породившая всё сущее. Культ Берегини был представлен берёзой - воплощением небесного сияния и света.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах