Примерное время чтения: 24 минуты
1282

В Омске был свой Большой театр, а первым в истории города стал Оперный дом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Омске № 24 12/06/2019 Сюжет С чего начинается Родина?
Драмтеатр в Омске однажды назывался Большим.
Драмтеатр в Омске однажды назывался Большим. / Максим Кармаев / АиФ

Три века театральной истории издали в книге, она стала частью антологии «Три века омской культуры». Проект посвящён становлению и развитию различных сфер культуры на омской земле, реализуется фондом «Духовное наследие».


Выход книги совпал с Годом театра, объявленным в стране президентом России. Она передана в фонды библиотек и творческие коллективы.


Авторский коллектив книги-альбома провёл большую работу. Главным редактором издательской серии стал писатель и журналист Юрий Перминов. Автор художественного оформления – дизайнер Ольга Павлова. Над изданием трудились заслуженный работник культуры РФ, член союза журналистов РФ, член союза театральных деятелей России, член секции критиков Омского отделения общественной организации «Союз театральных деятелей России» Лидия Трубицина и журналист, театральный критик, член союза журналистов и союза театральных деятелей России, заслуженный журналист Омской области Людмила Першина. Лекцию об истории театральной жизни Омска они прочти в Доме художников. Творческий союз мастеров кисти организовали выставку «Его Величество Театр».

Так выглядит книга о театре.
Так выглядит книга о театре. Фото: фонд "Духовное наследие"

Оперный дом Ивана Андреева

«Мы – журналисты, работающие в сфере культуры, - говорит Людмила Першина.- Но пока ты трудишься над книжкой, то невольно погружаешься в такие исторические глубины, и выплывают вдруг такие удивительные совпадения, невероятные параллели, такие драматически закрученные спирали, что начинаешь сопоставлять, анализировать. Невольно становишься историком».

Ещё в веке 17-м, при дворе Алексея Михайловича, был придворный театр. По большей части, давали там мистерии религиозного характера. Европейский театр пришёл в Россию в 18 веке, когда наступила эпоха Петра I. Как раз та, в которую и возник на слиянии Оми и Иртыша город Омск. История эта немного театральная.

Следуя царскому предписанию, экспедиция Ивана Бухгольца, с надеждой пробить дорогу «песошному золоту», начала продвигаться вдоль Иртыша. Следом начала воздвигаться цепочка крепостей вдоль реки. В 1716 году закладывается Омская крепость. Сначала деревянная, но в эпоху Петра Алексеевича всё делалось стремительно, вскоре на диком берегу появляются каменные строения.

Петр I был человеком европейского воспитания, стремящийся Россию побыстрее ввести в лоно европейской культуры, он сделал большой рывок во всех сферах, в том числе в культуре. При нём начинается бурное развитие театрального искусства, появляются свои русские драматурги. В эпоху Анны Иоанновны, которая тоже любила театр, появляются российские труппы, правда, пока что выступающие нерегулярно. Дочь Петра Елизавета тоже показала себя покровительницей театра. При ней прибыл в Петербург Джованни Баттиста Локателли – актёр, певец и антрепренёр. Ставший потом первым русским оперным и балетным антрепренёром. В 1757 году его стала устраивать представления для императрицы и её двора. Театр Локателли получал из казны жалованье, играл на сцене театра у Летнего дворца: два раза в неделю за деньги – для публики, раз бесплатно для Елизаветы Петровны.

В Доме художника проходит выставка, соединившая все театры на одной экспозиционной площадке.
В Доме художника проходит выставка, соединившая все театры на одной экспозиционной площадке. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

В Омской крепости в ту пору руководил работами генерал Иван Шпрингер. Очень мудрый человек, прекрасно понимающий, что молодёжи, которая приезжает в дикие, необустроенные края, нужно непременно что-то, чтобы их подвигало к дальнейшему духовному развитию.

«Лучшее средство – театр, где раскрывается воображение человека, - рассказывает Людмила Першина. - Опять счастливое совпадение – в 1764 году получает назначение в Омскую крепость молодой топограф Иван Андреев. Ему еще не было и 21 года. Он незаслуженно забыт, а его в своё время воскресил из небытия журналист Мудрик».

Иван Андреев был прекрасно воспитан. Он родился в Тобольске, получил хорошее образование. В детстве он обучался у пленного шведа, кроме того, что знал инженерное дело, был способен к языкам. Так он научился играть на нескольких музыкальных инструментах, также получил первые уроки драматического искусства. Андреев сам ставил маленькие сценки.

Крепость ещё строилась и обустраивалась, а у этих молодых топографов была чертёжная мастерская – отдельно стоящее строение. Оно и стало первым публичным любительским театром в азиатской части.


Театр – это искусство здесь и сейчас.


В Москве для труппы Локателли был построен Оперный дом. Свой чертёжный дом Андреев назвал также. В своём дневнике, который он назвал «Домовой летописью» он напишет об этом так: «В сию ж зиму, к рождественской неделе, учреждён от генерала был в чертежной оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий под смотрением и предводительством моим, причём на расходы со зрителей собиралось довольно денег и употреблялись на разные платья и уборы». Зима 1764-1765 годов стала первым сезоном Оперного дома Ивана Андреева.

Одна из картин выставки в Доме художника. Слева - фигура в треуголке, образ Ивана Андреева.
Одна из картин выставки в Доме художника. Слева - фигура в треуголке, образ Ивана Андреева. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

Ставились самые популярные в то время водевили, комические оперы. Для спектаклей шились костюмы, монтировались декорации, деньги на это собирали всем миром. В столь юные годы этот человек не побоялся взять на себя ответственность и стать, по сути, руководителем театра. Кстати, Фёдор Волков, который организовал первый в России публичный профессиональный театр в Ярославле (1756), был его ровесником.

«Мы, омичи, получили какую-то удивительную инъекцию любви к театру, и, наверное, генетически как-то закодировалось и передалось потом последующим поколениям, - отметила Людмила Першина. - Сейчас, куда бы ты не приехал, говорят: «О, вы из Омска! У вас там такая театральная публика!» И только в превосходных степенях».

Первый профессиональный

 В 19-м веке театральная жизнь становится неотъемлемым компонентом культурного облика Омска. В домах местных чиновников стали регулярно устраиваться оперные спектакли. Своеобразным культурным центром города в 1850–1860 годах стал дом советника Главного управления Западной Сибири Я.Ф. Капустина. Была своя любительская труппа в Войсковом казачьем училище, потом ставшем Кадетским корпусом. Более того, в остроге в среде осуждённых тоже давали представления. 

«Если отсчитывать, с чего пошёл омский профессиональный театр, то это было начало 1872 года, когда была объявлена общественная подписка – сбор денег – на строительство городского театра, - рассказывает Лидия Трубицина. - В 1874 году по проекту Эдуарда Ивановича Эзета было построено первое деревянное здание театра, в котором начала работать первая профессиональная труппа».

В 1877 году здание сгорело, и приезжавшие в Омск антрепризные труппы работали в общественном собрании, в военном манеже, но общественность всё время требовала постоянного помещения для театра. Идя навстречу чаяниям культурных горожан, Омская Дума в 1898 году объявила конкурс на проект здания городского театра. Лучшим был призан проект гражданского инженера Илиодора Геннадьевича Хворинова. В июле 1901 года на Базарной площади Омска состоялась закладка фундамента нового здания городского театра. Торжественное открытие театра состоялось 24 сентября 1905 года. Вечером того дня публике была представлена комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

Самые разные экспонаты представлены в Доме художнкика.
Самые разные экспонаты представлены в Доме художнкика. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

В Омск приезжали очень известные артисты – легендарная Вера Комиссаржевская, Михаил Тарханов, Гликерия Федотова, Александра Яблочкина, братья Адельгейм, Ефим Долин, Евгений Лепковский, знаменитый Мамонт Дальский, про которого Алексей Толстой потом напишет в своём романе «Хождение по мукам». На сцене ставили пьесы Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Шиллера, Шекспира. Репертуар театра до революции был наполнен классическим содержанием, он развивался в русле общей российской театральной традиции.


Театр драмы в 1920-е годы то назывался Большим.


Революционные события привели к ломке всего театрального устройства. Театр в 1920-е годы назывался то Большим, то Сибирским государственным, через какое-то время – Первым государственным сибирским театром, потом Западно-Сибирским синтетическим. Продолжалось это всё до 1930-х годов, когда в СССР была проведена театральная реформа. Омский театр стал называться областным драматическим и с этим именем он просуществовал до 1970-х годов, потом он стал государственным театром драмы, в 1983-м году добавилось почетное звание «академически», что свидетельствовало о его высоком профессиональном уровне.

«Развитие театрального искусства всегда было связано с конкретными личностями, - говорит Лидия Трубицина. - Был крепкий режиссёр Яков Киржнер, который поставил спектакль «Так начиналась легенда», в котором роль легендарного генерала Карбышева играл Александр Щёголев, впоследствии ставший народным артистом СССР – единственный актер с таким высоким званием в Омске. Киржнер передал бразды правления талантливому Артуру Хайкину, который привлек очень много ярчайших артистов. С ним приехала блистательная Татьяна Ожигова, про которую и при жизни называли «великая», без скидок на провинциальность. Ярчайшие спектакли ставил Геннадий Тростянецкий – «У войны – не женское лицо» по произведению Светланы Алексиевич (эта работа была удостоена Государственной премии), «Любовь и голуби» Владимира Гуркина – первая постановка в пьесы в России.

Старые театральные афиши бережно хранят в архивах.
Старые театральные афиши бережно хранят в архивах. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

Приехали в Омск актеры, которые создали нашему театру всероссийскую славу, – Елена Псарёва, Надежда Надеждина, Николай Чиндяйкин, Ножери Чонишвили, Валерия Прокоп, Борис Каширин, Елена Аросева, Юрий Ицков. Ножери Давидович Чонишвили – не только яркая сценическая театральная фигура, но и крупный общественный деятель. Он поднял на новый творческий уровень работу омского отделения Союза театральных деятелей, создал Дом актёра, который теперь носит его имя. Ещё целая плеяда прекрасных артистов пришла чуть позже, некоторые играют до сих пор. Это Валерий Алексеев, Моисей и Наталья Василиади, Михаил Окунев. На эти имена специально зрители ходили и сегодня ходят в драмтеатр».

Омская драма - архитектурная доминанта центра города.
Омская драма - архитектурная доминанта центра города. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

Значительный этап развития драмтеатра был связан с именем легендарного директора Мигдата Ханжарова. При нём сформировалась элитарная труппа, при нём театр стал академическим. В Омске работал талантливый организатор театрального дела Борис Мездрич. В те годы, когда город стал открытым, в театр начали приезжать иностранные режиссёры, зарубежные театры. Спектакль по Кобо Абэ «Женщина в песках» с японской актрисой Араки Кадзухо в 1997 году на Национальном театральном фестивале завоевал сразу три «Золотые маски». 

Театр кукол и ТЮЗ

До 1930-х годов драмтеатр был единственным театром, но в конце 30- х гг произошло расширение театрального пространства. Появилось ещё два: в 1936-м – областной театр кукол. Сначала он не имел ни здания, ни оборудования. Артистов было всего шесть человек, но, тем не менее, они начали работу. Был дан первый спектакль «Каштанка», кстати, куклы для этого театра приехали из Москвы из театра Сергея Образцова.

На выставке в Доме художника театр кукол представил героев Ильфа и Петрова.
На выставке в Доме художника театр кукол представил героев Ильфа и Петрова. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

В 1937 году на пионерском слёте, который проходил в городском дворце пионеров, была внесена резолюция с просьбой открыть в городе театр для юных зрителей. Инициативу поддержали, тем более, что по стране шла волна открытия таких учреждений. В Омске появился ТЮЗ. Поначалу он обитал в клубе им. Лобкова. Первый спектакль носил символическое название «Продолжение следует…». 

Организацией театра занялись очень толковые люди. Они моментально смекнули, что вступать в конкуренцию с драмтеатром нет смысла. Они искали кадры в других городах. Были отправлены гонцы, и насобирали очень интересных людей, которые не побоялись с юга России приехать в далёкую Сибирь. Но великое дело – романтика, а театральные люди романтики в первую очередь. 

В предвоенное время в ТЮЗ прибыл молодой актер Вацлав Дворжецкий, хотя и по совершенно неромантическим причинам. Так получилось, что Омск в его сложной судьбе сыграл счастливую роль, потому что он в труппе театра юного зрителя стал играть первые роли. Яркий талантливый актёр моментально обратил внимание зрительской аудитории на себя. Появились публика, ходившая только на Дворжецкого.

Становление пришлось на очень непростое время. Уже громыхало, в 1939 году в Европе начинается Вторая мировая, тучи сгущаются и вот полыхнула война. В 1941 году Омск оказался глубоко тыловым городом, сюда приехали  оборонные предприятия с Украины, с запада СССР. Омский ТЮЗ освободил своё помещение под госпиталь, сам театр перебрался на Партизанскую.

Нынешнее здание театр юного зрителя получил в 1967 году.
Нынешнее здание театр юного зрителя получил в 1967 году. Фото: АиФ-Омск/ Екатерина Саенко

Рождённый Победой

«В октябре 1941-го в Омск прибыл Академический театр имени Евгения Вахтангова, эвакуированный из Москвы, – рассказывает Лидия Трубицина. – В связи с этим возникла ситуация, когда Омский театр могли в приказном порядке отправить работать в Тару, Москаленки или Исилькуль. Уже прорабатывались такие решения. Но здесь, наперекор всем заготовленным свыше вариантам, встала железно непреклонная дама – Лина Семёновна Самборская, художественный руководитель Омского театра. Михаил Александрович Ульянов, которого Самборская в 1944 году приняла в студию при театре, называл Лину Семёновну интереснейшей актрисой и незаурядным человеком, отмечал, что она умела эффектно вести себя и в жизни, и на сцене, умела быть обворожительно-обаятельной, женственно-беззащитной и при этом была наделена властной твёрдостью характера. Вахтанговский и омский театры ставили свои спектакли и идавали их на сцене поочередно. Как свидетельствуют историки, залы были полны, успех обоих коллективов у публики был неизменным». 

Кроме вахтанговцев Омск принял Сталинградский театр музыкальной комедии. Зрелищность, яркая игра актёров привлекают зрителей на спектакли сталинградцев.

Так театр музкомедии выглядел изнутри.
Так театр музкомедии выглядел изнутри. Фото: Исторический архив Омской области

«Казалось бы, «когда пушки стреляют, то музы молчат», но этого не случилось в Омске. Потому что человеку нужно, чтобы его что-то радовало. Он приходит в театр, смотрит оперетту, где-то нелепую, с князьями и барышнями, он отвлекается, погружается в сюжет, музыку, - говорит Людмила Першина. - К концу войны стало понятно, что такой театр Омск заслуживает. И надо отдать должное, в тех условиях, когда флаг Победы ещё не был поднят над рейхстагом, было принято решение создать в нашем городе театр музыкального направления. В 1947 году в Омске открылся театр оперетты, причем первым его директором стал Леонид Ицков – отец народного артиста РФ, любимого и популярного Юрия Ицкова. Хотя он получил питерскую прописку, но он – наш и говорит, что Омская драма – его лучшие годы».

Удалось переманить несколько ключевых артистов из того же Сталинградского театра музкомедии. В частности, Валентину Яковлевну Тулупову. Благодаря ей, появился в Омске балет как жанр. Она сама была очень талантливая, яркая балерина.

Первым спектаклем стало «Яблоко любви» – оперетта советского композитора Хейфа. Омичи полюбили этот театр, спустя годы театр трансформировали в музыкальный, но это случилось в 1982 году. Сейчас  его здание называют в Омске «трамплином» из-за его особой изогнутой крыши. Правда, омичи старшего поколения часто вспоминают здание театра музкомедии, который располагался в дореволюционном здании общественного собрания. Об акустике и интерьерах его рассказывают исключительно хорошее. В этом театре появились удивительные артисты, сохраняя ауру театра, рождённого победой. 20 лет руководил музыкальным Арнольд Паверман, потом Виктор Лавров – человек с яркой сценической внешностью, прекрасными режиссёрскими способностями. Он и его жена блистали на сцене.  Это были люди, которые предавали столичный блеск театру.

Здание музыкального театра открылось в 1982 году.
Здание музыкального театра открылось в 1982 году. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Пятый и следующие

В 1990 - е гг – новый виток в расширении театрального пространства. В 90-м году начал работать в Доме актёра Сергей Рудзинский. Потом его труппа стала называться «Пятым театром». Они заявил о себе новыми постановками, и хотя Сергей прожил недолгую жизнь, но то, что он сделал, что оставил после себя, получило мощный импульс и было поддержано великолепным директором Александрой Юрковой. И время доказало: все, кто был причастен к созданию «Пятого театра», сохранили память, остались верны идеям, которые положил в основу театра Рудзинский, – искать и находить новое, нетривиальное, быть в диалоге с представителями разных театральных школ, расширять горизонты творческой самостоятельности. На преодолении, на желании сохранять и продвигать дело, начатое Сергеем Рудзинским, на стремлении идти вперёд, актёры развивали в себе способность вступать в союз-диалог с режиссёрами разных школ, самоотверженно включаться в работу, осваивая новые творческие пространства. 

В 90-е годы появился ещё один театр. На Партизанской, где когда-то квартировал ТЮЗ, открылся театр с весьма демократичным названием – «Галёрка». Основал его Владимир Витько, который был актёром ТЮЗа. Сегодня, получив обновленное реконструированное здание, одно из самых красивых и современных в городе, театр успешно реализует свою программу, основанную на прекрасной отечественной классике.

Драматический Лицейский театр возник в 1994 году на базе театрального класса лицея № 66 г. Омска: администрация города поддержала идею заслуженного артиста России Вадима Решетникова, мэром города Валерием Рощупкиным было подписано постановление об открытии первого в городе муниципального театра.

В театре играли сами дети, а название этому придумали в духе Пушкинской поэзии – лёгкое и романтичное. Он стал называться «Лицейским». Первый театральный сезон начался с работы над спектаклем по произведениям, любимым всеми детьми: «Голый король» и «Белоснежка и семь гномов». У театра есть своё помещение, это здание, похожее на дворец в миниатюре.

Театр «Студия» Любови Ермолаевой» появился в статусе профессионального в 1991 году. Любовь Иосифовна была омской театральной достопримечательностью, потому что она ещё в свои молодые годы создала знаменитый Театр поэзии во Дворце культуры нефтяников. Появление «Студии» стало своеобразным шагом признания заслуг Л.И. Ермолаевой и пониманием, что необходимо расширение театрального пространства.

Сегодня у этого коллектива есть своя публика. Это театр поэтический, иносказательный. У них хороший литературный слух, говорят критики. Много инсценировок по прозаическим произведениям. «Московские критики, которые приезжали в эти годы в Омск, когда рухнула страна, закрылись заводы и, казалось бы, людям не до театров, были поражены: у нас театры полные, а в столице – нет. Может быть, неистребимая тяга омичей к театру помогала выжить и не утратить чувство, если не радости в жизни, то оптимизма», - говорит Людмила Першина. 

Тарский имени Ульянова и Калачинская «Сказка»

В 2000-е театральное пространство региона продолжило тенденцию к расширению. Профессиональный театр появился в Таре. Режиссёр Константин Рехтин забрал из Омска своих студентов, и сначала на сцене Дома культуры, а потом в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Родина» стало работать новое культучреждение. Год его рождения – 2002-й. Театр сегодня носит имя великого земляка Михаила Ульянова. Сам Михаил Александрович вначале скептически отнесся к этой идее – открыть театр в городе с населением 27 тысяч, понимая все сложности организации жизненного процесса творческого коллектива. Но потом, поверив в намерения властей всемерно поддержать новый театр, всемерно помогал своим младшим сотоварищам-тарчанам. И сейчас в старейшем городе Омского Прииртышья сформировалось своеобразное сообщество, которое формирует современную культуру сибирского города. Сейчас у театр есть сценическая площадка в Омске. Её стал ДК «Рубин».

У театра в Таре установили памятник Михаилу Ульянову.
У театра в Таре установили памятник Михаилу Ульянову. Фото: Из личного архива/ Алексей Мальгавко

Есть еще один региональный театр – в городе Калачинске. Это театр кукол «Сказка». В городе живёт около 50 тысяч человек, но каждый спектакль – аншлаговый. Теперь он носит имя своего создателя – Геннадия Андреевича Пономарёва.

«У нас очень здоровый, воспитанный на хорошей театральной культуре зритель, - отметила Лидия Трубицина. – Он отторгает слишком яркие проявления провокативного авангарда, не приемлет пошлого, чернушного, низменного на сцене. Может быть, это характеризуется здоровым консерватизмом, но вместе с тем по зрительским реакциям очевидно, что омичи любят и остроумные режиссерские решения, и художественное хулиганство, и сценическую актерскую свободу».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах