Хоть мы и знаем, что весь мир - театр, а люди существуют в нём актёры, всё-таки существуют те, для кого театр - профессия. Есть ещё и Союз театральных деятелей России.
В преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, мы встретились с заместителем председателя Омского отделения СТД РФ по развитию Дома актёра Натальей Швирст. Она рассказала о том, как планирует возрождать некогда сверхпопулярнейшее место в Омске.
Применить полученные знания
Ольга Коробова, «АиФ в Омске»: Наталья Борисовна, в последние годы остро стоял вопрос даже не о выживании Дома актёра, а о его существовании. Поэтому, видимо, и появилась ваша должность?
Наталья Швирст: Омскому Дому актёра в 2024 году исполнится 50 лет. Действительно, с момента открытия и до 1990-х годов здесь кипела бурная театральная жизнь, просто так сюда нельзя было попасть: либо ты был из театральной среды, либо тебе могли выписать контрамарку.
Здесь играли первые пьесы ставшие потом известными актёры, здесь демонстрировали фильмы, которые нигде не показывали. Это была интересная, насыщенная жизнь. Сам Ножери Чонишвили, который в то время возглавлял Омское отделение СТД, после спектаклей или концертов приходил сюда, смотрел, кто репетирует, что ставят. Он и умер здесь, в библиотеке - сердце прихватило.
Но вначале 1990-е внесли свою лепту в развал театрального сообщества, затем 2000-е, привнёсшие в нашу жизнь интернет, уменьшили потребность вживую встречаться и общаться. Дом актёра стал невостребованным. Остро встал вопрос о его дальнейшей судьбе. И в это время моя жизнь соединилась с Домом актёра.
- Вы же уезжали из Омска?
- Я получила опыт работы в театре, хорошее образование, обучаясь у директора театра им. Вахтангова Кирилла Крока (это был первый выпуск его курса по театральному менеджменту в театральном институте им. Б. Щукина), мне хотелось применить все знания. Мечтала о большой невыполнимой задаче, чтобы все сказали - это невозможно, а я смогла. Так как в Омске я на тот момент подобного не нашла, уехала в Салехард, но там поняла, что не могу без Омска, я - человек своей родины. И вернулась.
В это время Владимир Фёдорович (Витько, председатель Омского отделения СТД. - Ред.) предложил мне заняться возрождением Дома актёра. Он сказал, что тут надо делать что-то невероятное, чего не было раньше, потому что всё, что уже делали, пользы не принесло. И я с радостью согласилась.
- Когда вы пришли в Дом актёра, какой была обстановка?
- Когда я вышла на работу, здесь было минимум персонала - зам по хозчасти, зам по линии СТД и охранник. Я их называла театром одного вахтёра, и меня тогда посещали мысли, что мы взялись за невозможную задачу. Но Владимир Фёдорович всегда говорил, что быстро делается только плохое, а для хороших больших дел нужны время и силы, чтобы что-то вырастить или создать. Я поняла, что не стоит ждать быстрых результатов, надо просто систематично делать то, что мы для себя обозначили.
Продюсерский центр
- Чем сегодняшний Дом актёра отличается от того, что был, скажем, три года назад?
- Сегодня Дом актёра - это единственная в городе независимая театральная площадка, которая предоставляет продюсерские услуги. Если к нам приходит команда и рассказывает о своей творческой задумке, мы подбираем оборудование, элементы декораций, костюмы; рекламируем проект в соцсетях, в дружественных омских сообществах. Также у нас есть распространители билетов, точки продаж, свои билетные бланки. То есть это такая структура, которая разрастается, становится по-настоящему осязаемой и ощутимой.
Ещё уникальность этого места в том, что оно, во-первых, в центре города, сюда одинаково легко добраться из Нефтяников или с Московки, из Чкаловска или с Левого берега. Во-вторых, у нас уютный зал на 300 мест - считается, что для психологического театра это самая подходящая аудитория. Сцена комфортна как для драматических постановок, так и для музыкальных - вокалисты поют без микрофонов, а ведь услышать сегодня живой голос редко удаётся. И пластический театр у нас выступает, и моноспектакли здесь ставятся.
А ещё очень важно, что Дом актёра - это не просто площадка, у нас есть своя история. Здесь, например, вырос Театр живописи Татьяны Филоненко, она рассказывала, как по ночам репетировала. Можно вспомнить и Владимира Витько, который тоже когда-то здесь начинал, а потом у него появилась «Галёрка», и Сергея Тимофеева, нынче худрука Лицейского театра.
Молодёжь, которая приходит сюда, понимает: те, кто сейчас является признанным театральным мэтром, здесь начинали свою творческую биографию. И они вполне могут со временем также стать мэтрами омских (и не только) театральных подмостков.
И бизнес тоже!
- Театр в России, как правило, не может жить на самоокупаемости, ему помогает государство в форме прямого финансирования или грантов.
- Да, существует миф, что театр - это не бизнес, на нём невозможно заработать и это субсидируемая деятельность. Мы решили этот миф развеять, потому что мой учитель Крок на рубль госфинансирования зарабатывает два рубля. И его театр, и пермский «Театр-Театр» успешно ведут коммерческую деятельность.
Наш спектакль «Моя Catherina» (инициатор Степан Дворянкин) идёт с финансовым успехом. Я спорила со многими артистами и творческими деятелями, которые говорили, что нельзя выставлять дорогие билеты - актёров будут за это стыдить, а билеты не будут раскупаться. Но мы решили попробовать, и жизнь показала, что я права. А дорогие билеты продаются быстрее дешёвых. Так что мы уже разрушаем стереотип о неокупаемости театра.
Приведу ещё один пример - на наш первый спектакль-променад в наушниках «Хранители. Омск» пришёл в качестве зрителя предприниматель, который затем спросил, почему мы не делаем из этого проекта бизнес. Можно создать серию, выходить в другие города, продавать франшизу и т. д. Мы честно признались, что идеи есть, а денег нет. Он предложил свои средства, и мы стали партнёрами.
Свой первый спектакль в наушниках мы экономически просчитали, и он оказался прибыльным. Я с этим проектом даже была номинирована на премию «Лучший театральный менеджер» от Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров.
Мы стараемся находить такие решения, чтобы это было содержательно, интересно и высокохудожественно с точки зрения искусства и в то же время прибыльно, потому что Дому актёра нужны средства, чтобы здесь возродилась жизнь.
- И теперь «Хранители» превратились в серию?
- Вы знаете, что первый спектакль-променад был задуман о времени пребывания Достоевского в Омске. Но когда драматурги стали исследовать город, встречаться с людьми, читать омские форумы, они сказали: у вас так громко звучит тема «покинуть Омск», давайте зайдём с этой стороны. Это получилось действительно классно, и уже тогда мы подумали - хорошо, чтобы это была серия.
Вторая часть - спектакль в трамвае. Я сама люблю электрический транспорт, считаю его перспективным, вижу, как к нему относятся горожане. И когда увидела пьесу в трамвае, подумала, что она обязательно должна быть поставлена в нашем городе.
Следующий спектакль будет в реальном бомбоубежище, мы его искали два года, далее задумка - спектакль в ресторане или кафе. Но всё это связано с Омском, так как серия называется «Хранители. Омск», и город там всегда присутствует.
Мы решили с помощью спектаклей создавать всё новые и новые поводы делиться любовью к городу через театр. Надеемся, у нас это получается. И ждём всех на наших новых проектах!