Примерное время чтения: 8 минут
569

У Омска есть свои хранители. «Галёрка» возобновила спектакль-променад

Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского

Променад – это когда не спеша гуляешь по городу. По крайней мере, так в русском языке используется это французское слово. Но спектакль «Хранители» - это не совсем променад, хотя такой жанр и  заявили его организаторы.

Однако это не лёгкая, полная удовольствия прогулка, это, с одной стороны, знакомство с не очень-то известным центром Омска, с другой – довольно непростой разговор о молодых людях, которые бегут из Омска за мифической лучшей жизнью в столичные города.

Иностранцы, что ли?

Старый дом хранит память о многих поколениях омичей.
Старый дом хранит память о многих поколениях омичей. Фото: АиФ/ Дарья Нечаева

Удивительно в этом спектакле всё – и содержание, и форма. Ты идёшь по городу, и в ушах у тебя звучат голоса. А прохожие, видя группу в наушниках, оглядываются, перешептываются и спрашивают: «Иностранцы, что ли?». И на всякий случай широко улыбаются: олл райт, мол.  

Итак, «Хранители» начинаются от Омских ворот. Через дорогу от них – офисное здание, людской муравейник, где трудится молодой выпускник вуза Максим. Ему всё надоело, и он решает бросить «этот город каторжников» и уехать в Питер. Там-то лучше, там его оценят по достоинству и он непременно соберёт группу и станет знаменитым.

В порыве «собрать чемодан и уехать» Максим приходит к маме - преподавателю  истории. И та в разговоре сообщает, что она -  Хранитель. Однако Макс это понимает буквально: «историчка» же. Он ещё не знает, что совсем скоро и ему предстоит выбор: стать Хранителем или исчезнуть  с лица земли.

И Степаныч - тоже Хранитель. Только не все об этом знают.
И Степаныч - тоже Хранитель. Только не все об этом знают. Фото: АиФ/ Дарья Нечаева

А пока он, рассорившись с мамой, идёт к подруге, с которой «они просто друзья, ничего более», так как обещал ей починить аппаратуру. Олеся, так зовут девушку, работает в Литературном музее им. Достоевского. Парень вставляет зарядку в розетку, происходит короткое замыкание и его выбрасывает в параллельный мир. Где он знакомится с Федором Михайловичем Достоевским. И тот оказывается Хранителем Омска. А Максиму предстоит либо доказать, что Омск на самом деле такой уж плохой город, либо тоже стать его Хранителем.

На расстрел

В поисках истины зрители (они же слушатели и участники) спектакля проходят по Омской крепости и выходят к Иртышу. И здесь будто переносятся в далёкое прошлое  - вот он, плац, где чуть не казнили Достоевского, заменив расстрел каторжными работами.  Когда встаёшь в одну шеренгу и закрываешь глаза, а ушах барабанная дробь, не так уж сложно представить себя на месте казни…

Вот они, остатки острога, где жил писатель, вот улочки, по которым каторжан водили на работу, а вот… омский роддом №1, где 25 лет назад появился на свет Максим Игоревич. «Настя! Настя!», - кричат под окнами, как 25 лет назад, когда мобильных не было, зрители. А Максим вместе с ними вдруг догадывается – так это же он родился! Ему 25 лет, и он Максим Игоревич.

Портрет Достоевского - он-то и есть главный Хранитель.
Портрет Достоевского - он-то и есть главный Хранитель. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Однако Максим по-прежнему не хочет мириться с тем, что не надо уезжать из Омска. Он пытается договориться с Достоевским – «перетрите» по-своему с Хранителем Питера, наверняка же это Пушкин, и он, Макс, согласен там поработать Хранителем. Но Фёдора Михайловича на мякине не проведёшь – здесь доказывай, что всё плохо, а там и  без тебя разберутся.

Максим пытается, но постепенно понимает, что не ныть надо, а самому улучшать жизнь вокруг, и не придётся тогда никуда уезжать.
Ведь есть же у Омска хранители и ушедшие, и живые, и даже… памятники. Сидит на Ленина сантехник Степаныч, которому через дорогу видно Любочку, и они давно наблюдают друг за другом. Руками зрителей Степаныч передаёт Любушке букет, и она догадывается, от кого он.

Купчиха Шанина пьёт чай да разговаривает о том, что в Омске ещё много дел, и надо заниматься ими, а не болтать попусту.

Любочка дня многих - символ Омска.
Любочка дня многих - символ Омска. Фото: АиФ/ Дарья Нечаева

Наконец, сам Фёдор Михайлович у драмтеатра, несущий свой крест, к которому в финале под «Сансару» подходят зрители со слезами на  глазах:

«Когда меня не станет

Я буду петь голосами

Своих детей

И голосами их детей

Таков закон Сансары»…

Стоит добавить, что хотя Достоевский и называл Омск «пыльным городишкой», он же восхищался теми людьми, с которыми его свела судьба на каторге. Омичи с тех пор мало изменились – всё те же честные, добрые и открытые. Вот только убегают из Омска. А надо, как Фёдор Михайлович, оставаться, хранить и преумножать всё самое лучшее.

У памятника Достоевскому заканчивается спектакль.
У памятника Достоевскому заканчивается спектакль. Фото: АиФ/ Дарья Нечаева

В ролях:

  • Максим -  Виталий Маркс
  • Коллега, Львов, Игорь -  Дмитрий Цепкин
  • Учитель -  Светлана Романова
  • Мама -  Валентина Киселёва
  • Олеся - Наталья Сухоносова
  • Ф. М. Достоевский -  Владимир Витько
  • Священник,  Иваныч -  Владимир Приезжев
  • Настя -  Екатерина Латыпова
  • Медсестра -  Светлана Романова
  • Полицейский -  Сергей Климов
  • Антон Сорокин, Рутгер Хауэр -  Артём Савинов
  • Степаныч, Ван Гог  -  Павел Кондрашин
  • Любочка -  Ольга Билан
  • Шанина -  Оксана Богданова

P.S.: Спектакль идёт почти полтора часа, поэтому следует одеться по погоде и подобрать удобную обувь. И непременно сходить на него!

12+      

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах