19 февраля в театре актёра, куклы, маски «Арлекин» состоялся бенефис заслуженного артиста России Геннадия Власова. По его собственным словам, работа актёра в кукольном театре нелегка, а сами актёры нередко покидают театр в молодом возрасте.
Тем более внушительной выглядит его актёрская карьера, а ведь он ещё и руководитель труппы. Геннадий Викторович рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», каково это - посвятить своему любимому делу целую жизнь.
Солдат в армии, актёр - в театре
Кирилл Нарынбаев, «АиФ в Омске»: Геннадий Викторович, мы с вами разговариваем в преддверии 23 Февраля, праздника всех мужчин, служивших в армии. Вы сами служили в армии?
Геннадий Власов: Да, два года - в Германии. Меня призвали в армию и не сказали куда. Только когда мы доехали до границы, поняли, что нас везут в Германию. Отдельная бригада ракетных войск стратегического назначения ГСВГ (группа советских войск в Германии). Нас привезли туда и поместили на карантин на месяц. Заставили всех написать автобиографию. Мы написали. На следующий день приходит офицер и говорит мне: «Это ты писал? Пошли в штаб, в строевую часть».
А я в названиях не разбирался, не знал тогда, что такое строевая часть. Думал, это значит махать ногами. Пошли. Благодаря моему почерку меня туда определили. В строевой части много обязанностей. Служил я там писарем.
Но служба в ракетной бригаде - это в любом случае круто. В бригаде было полторы тысячи солдат, а туда, где хранятся боеголовки, допускались всего несколько человек. Я был среди них, менял там информацию. А вообще, если честно, это была халява. (Смеётся.)
Там же, в Германии, служил мой брат, ему в тот момент оставалось полгода до дембеля. Он был художником-оформителем при клубе в другой части. Тогда позволялось определять человека в часть, где заканчивает службу его родственник. Он мне написал: «Давай я тебя сюда вызову». Я ему ответил, что не хочу, у меня тут хорошая должность. (Смеётся.)
Я доволен своей службой. Так как я уходил в армию учеником актёра, меня пытались определить в какой-то оркестр. Я отказался.
- А как вы считаете, нужно, чтобы каждый отдавал долг Родине, или армия должна быть исключительно профессиональной?
- Я искренне считаю, что каждый должен отдать долг Родине. Армия учит многому. Пусть говорят, что в те времена была дедовщина - так как я служил в Германии, ничего подобного у нас не было. Армия учит дисциплине, выносливости, силе - всему тому, что должен уметь и какими качествами должен обладать настоящий мужчина.
- Можно ли патриотизм воспитывать театральными спектаклями?
- Это сложный вопрос. Наверное, да. У нас есть спектакль «Белолапый» о войне. По-моему, он может это сделать: где-то как-то невзначай патриотизму учит.
Любовь к куклам навсегда
- Для чего нужны кукольные спектакли для взрослых?
- Если человек в детстве побывал в театре кукол, думаю, он с удовольствием будет смотреть кукольные спектакли и во взрослом возрасте. Чтобы получить удовольствие. Если он по-настоящему полюбил театр кукол.
Был у нас спектакль «Оболганные и забытые» про Колчака, где адмирала играл я. Думаю, он многому учит. Нужны такие спектакли.
- И много омичей приходит на такие постановки?
- Наша администрация не жалуется на заполняемость зала - всегда полный.
- Говорят, актёр-кукольник - сложная профессия, потому что одни и те же актёры работают с разными видами кукол. Это правда?
- Правда в том, что нас отправляют на пенсию, если 25 лет отработал в театре. Профессию актёра-кукольника сравнивают с шахтёрской. Бывает очень трудно, кукла может весить до 20 кг, и её в течение спектакля тяжело водить. Профессия сложная, но с годами, опытом это как-то нивелируется и становится легко.
- Как вы считаете, уходит эта профессия в прошлое или остаётся востребованной?
- Она была, есть и будет.
- Вы уже полстолетия на сцене. А ваши главные зрители - дети - изменились за это время?
- Мне кажется, нет. Дети всегда остаются детьми. Для детей работать очень здорово, они заряжены какой-то особой энергией. Наверное, поэтому я и проработал тут уже полвека.
- А ещё они самые благодарные и непривередливые зрители?
- Да. Они искренние в своих эмоциях. Если им нравится, то нравится, если не нравится, могут сказать что-нибудь такое, нехорошее. (Смеётся.) Ребёнок - великолепный зритель, и я люблю работать именно для детей.
- Как вы считаете, нужно ли театру меняться под веяния времени? Или зрители должны соответствовать театру?
- Был период, когда мы отошли от ширмы, до этого были ширмовые спектакли, где куклы наверху. И вдруг настал момент, когда перешли на марионеток, каких-то других кукол, многие стали работать живьём. И от зрителей пошёл ропот: «Где куклы, где ширма?» Не понравилось им.
Сейчас зритель привык и такого уже не происходит, хотя у нас есть и ширмовые спектакли, и без ширмы. Жалоб больше не было. Кто-то однозначно должен приспособиться.
Роли не состарятся
- Знаю, что вы уже много лет «дедморозите». Насколько это ответственная работа?
- Здесь тоже с опытом приходит лёгкость. Я отметил уже 50 лет работы Дедом Морозом, но в самом начале было непросто. Я только вернулся из армии; приходят ко мне из детского сада и говорят: «Дед Мороз не может выйти, заболел, надо «поморозить». Я в ответ: «Вы что, я никогда этим не занимался», да и был тогда совсем молодой. Мне говорят: «Надо». А я и текста-то не знал. Сказал, что не смогу выучить, а работница детсада успокаивает: «Ничего, я буду вас водить».
И вот вышел я, одетый Дедом Морозом, сценария не знаю, и работница эта говорит: «Дедушка Мороз, вы, наверное, хотите то-то сделать?» (Смеётся.) Тогда я пережил громадный стресс, но сейчас, после 50 лет, даётся всё легко.
- Вы чувствуете себя «настоящим» Дедом Морозом после стольких лет в таком амплуа?
- Может, это нескромно, но чувствую. (Смеётся.)
- Амплуа вашего Деда Мороза изменилось с годами?
- Нет, потому что в театре одно, а в детском саду - совсем другое. Вот в садиках, по-моему, ничего не меняется.
- В обычном театре актёр вначале начинает играть людей своего возраста, потом переходит на роли пожилых, стариков. А как это происходит в кукольном театре?
- За период моей основной работы центральная роль - это волк. Я много играл волков, медведей, и был спектакль, который уже списали - «Три Поросёнка и Волк», в нём я играл Волка в течение 20 лет. В кукольном театре можно сыграть что угодно, но роли распределяет режиссёр. Ясно, что не буду играть Алёнушку. (Смеётся.) А вот всяких зверей можно. И возраст не имеет никакого значения.
- А есть ли верхний предел возраста у актёра кукольного театра? До скольких лет можно выходить на сцену?
- Я сказал в театре, что буду работать в нём до тех пор, пока меня не вынесут вперёд ногами. Может, это и слишком, но мне 25 февраля стукнет 72 года - и пока не просят покинуть помещение. (Смеётся.) Сколько сил есть, столько и нужно работать.