Омск, 15 мая - АиФ-Омск. На второй день фестиваля зрители стали свидетелями того, как практически в полной темноте и абсолютной тишине на сцене оживает… кукла. Мистика или мастерство? И то, и другое. Когда актриса периодически растворяется в чёрных декорациях, то её кукла в человеческий рост становится главным действующим лицом спектакля. Точнее, театрального представления под названием «Хатэнаси», что в переводе означает «Бесконечность».
Читайте дневник фестиваля «В гостях у «Арлекина» >>>
Бесконечный безмолвный диалог между куклой и кукловодом с каждой секундой всё больше и больше стирает границы между ними. В сценическом пространстве они одно целое. И в финале спектакля уже сложно понять, кто кем управляет? Главное здесь другое - актрисе Мияко Куротани удалось вдохнуть жизнь в куклу.
Стоит отметить, что представления этой актрисы отличаются от других японских современных и традиционных кукольных театров, поскольку ею создан оригинальный стиль. Куротани использует в технике управления куклой пластику стиля буто, одного из направлений современного танца Японии. Однако сама постановка «Хатэнаси» является не танцевальной, а кукольной. В ней пластика движения самой куклы и кукловода базируется на танце буто.
- В Японии этот танец появился после Второй мировой войны и стал очень популярным, - комментирует Кэн Мураи, театральный критик, члена японской делегации, представитель Японо-российского театрального совета. – В настоящее время в стране очень много школ этого танца, который основан на национальных представлениях японцев о теле и духе, его пластика построена на особенностях телосложения японского народа, сформированных его земледельческим прошлым, природными условиями. Буто имеет своих поклонников и последователей и за пределами Японии. Иностранные зрители, в том числе и русские, больше воспринимают этот танец как своеобразную мистерию или современный ритуал, считают, что через этот танец передается некий мистический опыт. Кукла и кукловод объединяются, это подобно обмену между телом и духом самого танцовщика в буто.
Кстати, в конце представления Мияко Куротани раскрыла зрителям секрет управления куклой. Сняв со своей «партнёрши» голову, актриса загадочно пояснила:
- Сейчас я покажу, что у неё внутри. Я держу её за специальную палочку, применительно к человеческому организму – за позвоночник. Здесь также есть маленькие рычажки, благодаря которым можно управлять шеей, наклонять кукле голову, открывать и закрывать ей глаза. Ноги куклы я передвигаю вместе со своими.
Единственное, о чём можно сказать с сожалением, так это о том, что познакомить мир со своим кукольным искусством японцам удаётся не так часто.
У нас в Японии кукольное искусство не считается важным, поэтому страна выделяет очень мало грантов на такие поездки, - объясняет Кен Мураи. - Так, актриса Мияко Куротани выезжает за пределы страны раз в 2-3 года. Она принимала участие в международных фестивалях и гастролях во Франции, Швейцарии, Чехии, Южной Кореи, Таиланде, Малайзии.
Справка
Мияко Куротани начала работать в театре кукол в 1974 году. Свою сольную деятельность называет «театральным исследованием границы между куклой и кукловодом, выяснением отношений между объектом и телом человека». По мнению театроведов, у этой актрисы можно почувствовать душу «кугуцу» - искусства мастеров марионетки средневековой Японии, чей мировоззренческий источник кроется в анимизме.