На закрытии фестиваля «Академия», который завершился «Путешествием Гулливера» в исполнении румынских актеров, перед омичам предстал сущий ад: в спектакле искусно отобраны все пороки человечества, что многих зрителей поначалу испугало. Хотя это – самый настоящий Свифт, за которым неоправданно закрепился ярлык детского писателя.
Отборные пороки
В постановке известного театрального режиссёра Европы – Сильвиу Пуркарете произведение Джонатана Свифта нисколько не напоминает ребяческие забавы. Это сумасшедший дом, в котором каждый сходит с ума по-своему, обнажая тёмные стороны человеческой сущности. Похоть, отсутствие благородства, прожорливость, жестокость, глупые страхи… В спектакле есть даже сцены убиения младенцев, что у некоторых омичей, воспринимающих картинку на сцене весьма буквально, вызвало неоднозначную реакцию. Между тем, спектакль – это невероятное театральное действо, в котором запрятано множество метафор и ярких образов. И он совсем не для детей.
– Это работа высочайшего класса, умная, невероятно театральная, – говорит Глеб Ситковский, московский театральный критик. – Я думал, что «Путешествие Гулливера» – это такой марафон часов на 8, куда вмещаются все 4 книги Свифта. Оказалось, что спектакль представляет собой довольно спрессованное произведение. Здесь нет ничего, что противоречило бы духу Свифта. Да, мы привыкли считать, что Свифт – сатирик, детский писатель, так как в России «Путешествие Гулливера» адаптировано для детей. Но это заблуждение. «Путешествие Гулливера» – глубокое произведение о человеческой жизни, о том, как человек пытается взглянуть на свою жизнь со стороны. И это прямая задача искусства! Ты смотришь на себя то через увеличительное стекло, и тогда на сцене появляется великаны и театр теней. То, наоборот, великаны уменьшаются, и мы попадаем практически в кукольный театр. «Путешествие Гулливера» – очень театральная вещь, так как здесь постоянно существует смена масштабов. Здесь постоянная трансформация человека.
Любим жизнь!
Театральный критик Ольга Игошина со своим коллегой согласилась, добавив, что заслужить любовь зала, рассказывая о благородстве человека – легко. Сложно другое:
– Рассказывать людям о том, насколько они бывают ужасны, непросто. И не удивительно, что у публики иногда возникает защитная реакция. Но режиссёр и его труппа бесстрашно выполняют поставленную задачу, – считает Ольга Игошина.
Что примечательно, сам режиссёр постановки Сильвиу Пуркарете в человеке не разочаровался, хотя со Свифтом полностью согласен. Он старался отобрать самые мрачные моменты в произведении писателя и воплотить их на сцене.
– Это не интерпретация литературного наследия Свифта, это независимое произведение, которое возникло под влиянием его книг, – отмечает Сильвиу Пуркарете.
Сами артисты театра говорят о том, что, задумываясь над пороками человека и анализируя тему смерти, они стали больше любить жизнь.