Увлекательный спектакль про жизнь и творчество художника Филиппа Послера привёз на омский фестиваль «Академия» Центр современной драматургии из Екатеринбурга. Сценическое действо служит здесь хорошей иллюстрацией к театральному минимализму – в моноспектакле по пьесе Жака Мужено нет ничего лишнего. Перед зрителями только видеоэкран и один актёр.
Художник, которого нет
«Казус Послера: лекция о современном искусстве» – это талантливая мистификация, поскольку актёр Александр Фукалов заставляет зрителей поверить в художника, которого на свете никогда не существовало. И если не вдаваться перед спектаклем в подробности его создания, то можно с лёгкостью поверить в то, что жил когда-то на свете Филипп Послер, создавший такие шедевры как картина «После «Джоконды», «После «Завтрака на траве» и «После всего». Причём не только поверить, но и проникнуться его судьбой, и даже украдкой утереть слезу при описании сцены его смерти. Согласитесь, для формата лекции спектакль необычайно динамичен, ироничен и эмоционален. Многие критики считают Александра Фукалова одним из лучших артистов Екатеринбурга, актёром «блистательно владеющим речью», умеющим «увлечь за собой зрителя и показать последнему глубины житейской психологии».
Чистой воды стёб?
– Обсмеять можно что угодно. Сейчас не то время, чтобы стебать современное искусство, так как мы все в нём находимся. Наверное, разрушать миф – это весело и смешно, почти как «Камеди клаб». Там тоже был номер, когда на сцену выносили картинки и соревновались, кто смешнее название придумает. Давайте всё-таки жить и воспитывать новое поколение или нам придётся вернуться назад к каретам, кринолинам и крепостным. Я не понял мысль пьесы, но понял ту интонацию, с которой рассказывается история несчастного вымышленного художника. Чистой воды стёб. Но ведь современное искусство – это реакция человека на определённые события. Оно имеет право на существование. Искусство – это высшая квинтэссенция человеческого духа. И проявлялось оно везде, начиная со времён неолита.
Учитывая то, что спектакль многочисленный участник и лауреат престижных фестивалей, отношение к современному искусству у зрителей и критиков двоякое. Сам актёр Александр Фукалов парирует:
– Искусство не бывает современным или классическим, оно либо есть, либо его нет. Это способ познания мира. Ребёнок, который рисует, тоже занимается искусством. Мир можно познавать хоть через кубические формы, хоть через красивые пейзажи. Театральное искусство – тоже процесс познания. Мне безумно нравится, когда вокруг текста этой пьесы начинается «движуха», мне нравится заводить зрителей. Всё потому, что мы разучились на эту тему думать. Я сейчас преподаю в театральном институте, и к нам порой приходят абитуриенты, которые не знают, кто такой Шишкин! Я уже молчу про Малевича. Но в этом спектакле важно другое – вы слышали, какая тишина стояла в зале, когда речь заходила про смерть человека? Зрители ведь за человека переживают, а не за его картины. Хотя лично мне Послер нравится и как персонаж, и как художник. Он действительно художник.