Труппу Государственного Вильнюсского Малого театра называют одним из лучших актёрских ансамблей в мире. Талантливые ученики известного режиссёра Римаса Туминаса показали на фестивале «Академия» спектакль «Mistras».
Летающее пианино
Тонкий литовский юмор сибиряки оценили по достоинству, хоть происходящее на сцене периодически казалось изощрённой формой абсурда. Представьте себе на одной сцене Фредерика Шопена, Оноре де Бальзака, Жорж Санд и знаменитого мистика XIX века Анджея Товяньского. Главным героем стал поэт Адам Мицкевич. Что примечательно, в спектакле реальны не только исторические персонажи, жившие в одно время, но и все случившиеся с ними истории. Однако литовцы не ставят перед собой цель рассказать обо всём документально. Основной упор ставился на театральность действия. Все герои выглядят несуразными и нелепыми, начиная от пассивного Фредерика Шопена и заканчивая рыжей взъерошенной Жорж Санд. Они то бьются в истерике, то отчаянно требуют конфет или ловят пианино, летящее прямо с потолка… Что примечательно, активных действий в спектакле нет, что с лихвой восполняется яркими образами актёров, шутливыми диалогами и мрачно-торжественной сценографией. Сценическое пространство превращается то в готический замок, то в улицу с промозглой погодой. Нарастающее напряжение передаётся замечательно. За гротескными картинками жизни парижской богемы XIX века чётко просматривается историческая и лирическая линии, евангельские параллели и сатирические зарисовки.
Эпоха Наполеона
Один из мотивов спектакля – мотив потерянной родины, тоски по своей земле.
– С этим спектаклем нас очень понимают в других странах, – отмечает актриса Габриеле Туминайте. – Зрители в России, Белоруссии и Польше хорошо реагируют на важные смысловые точки спектакля. А вот в Литве такой реакции уже нет. И мы не понимаем, неужели актуальность событий пропала? Это же наша история! Мы ставим спектакли в основном по пьесам Ивашкявичюса, в которых он поднимает интересные исторические темы. В той же постановке «Mistras» интересна сама эпоха, когда погиб Наполеон и Европа в один момент осталась без лидеров, начался хаос. Люди искали того человека, в кого могут поверить, и таким оказался Мистрас.
К сожалению, именитый режиссёр Римас Туминас в Омск на фестиваль приехать не смог. Он является основателем и художественным руководителем Малого театра, однако, уже более 6 лет совмещает этот пост с должностью худрука театра им. Вахтангова. Именно по этой причине, сетуют актёры, литовскому театру развиваться довольно тяжело.