Омск, 1 мая – АиФ-Омск. На омском кинофестивале «Движение» актёр Игорь Петренко рассказал о том, как стать актёром, если ты совершенно этого не планируешь делать и о съёмках нового фильма «Шерлок Холмс», где он сыграл главную роль.
Читайте также: | |
---|---|
Артём Михалков: «Иностранцев отправил бы в Сибирь!» | |
Режиссёр Василий Сигарев: «Главная проблема провинции – Москва» | |
Даша Мельникова: «Раньше болела за «Авангард», теперь за «Спартак» |
«Шёл мимо театрального – стал актёром»
– Актёром я стал случайно: шёл с товарищами мимо театрального училища и увидел на улице абитуриентов. В тот момент мне тоже нужно было куда-то поступать, но куда именно я себе не представлял. Успешно сдал вступительные экзамены в академию им. Плеханова, но учиться там не захотел. У абитуриентов напротив Щукинского училища я тогда спросил: «Что здесь дают?». Они ответили: «Вступительные экзамены в театральный вуз». Я удивился, неужели такие вузы есть? (смеётся). Я никогда не задумывался о том, откуда берутся артисты. Думал, что династии какие-то существуют. За неделю я подготовился к экзаменам и ради интереса поступил во все театральные вузы. Щука, Щепка, ГИТИС, МХАТ… Во ВГИК только экзамены не сдавал. Выбрал в итоге Щепку, потому что дворик там чудесный. У меня авторитетов в кинематографе на тот момент не было. Я, как любой нормальный человек, просто смотрел фильмы и не запоминал артистов, не оценивал их игру. Кино либо нравится кино, либо нет.
Кстати, мне в семье никто не верил, что я поступил, пока не принёс студенческий билет. Удивились. Начал учиться – удивиться. Стал работать в Малом театре – опять удивились. После съёмок в первом фильме уже стали верить.
Про «Звезду» и «Азазель»
– После получения диплома меня приняли на работу в Малый театр, где я проработал два года, после чего картины пошли одна за другой. Первой стала «Звезда». Правда в этом фильме я сниматься не хотел. Очень хотелось попасть в «Азазель». Мне казалось, что я могу сыграть Фандорина, дайте мне только попробовать! Но попробовать не получалось. Караулил режиссёра на Мосфильме, но когда я приходил, он куда-то исчезал, и наоборот. Одна ассистентка режиссёра как-то встретила меня в коридоре и говорит: «Пойдём спустимся вниз – там пробы на «Звезду» идут». Я говорю: «Нет, я сейчас уйду и пропущу режиссёра!». Она сказала, что мы быстро… В итоге на меня надели тесную военную форму, сапоги, в которых было невозможно ходить. Познакомился с режиссёром и оператором, причём, я сразу поняла, что режиссёр – это пожилой мужчина, который стоит за камерой. Молодой парень рядом предложил сыграть в игру: как будто мы в блиндаже и он – полевой журналист. Начинает спрашивать: «Сколько языков взяли?». Я: «Каких языков?.. Ну, пять». В общем, игра у нас не складывалась. Потом оказалось, что этот молодой парень и есть режиссёр. После этой «игры» я быстрее побежал наверх, где шли пробы «Азазель», но режиссёр… ушёл! Так я в «Азазель» и не попал.
Что касается «Звезды», то на роль в этом фильме утвердили Дениса Никифорова, но в то время он играл в 17-18 спектаклях в месяц. Табаков его просто никуда не отпускал из театра. Поэтому меня с ребятами отправили на подготовку в кавалерийский полк. Мы ходили в военной одежде по лесам, разыгрывали какие-то ситуации, общались на языке жестов… Помню, что всё время хотелось есть, а суточных – всего 50 рублей в день. Мы приходили в магазин и понимали, что на эти деньги сможем купить бутылку молока, сухари, колбасу и пачку сигарет. К началу съёмок все были грязные, уставшие и уже не улыбались. Кстати, после съёмок в «Звезде» пришлось работать официантом, но тогда известным артистом я не был. Иногда таксовал. А что делать, если денег нет? Но бизнес этот оказался для меня убыточным. Мне всегда попадались на улицах девушки, но брать с них деньги, после того как довезёшь их до места назначения, было неудобно.
Помню пробы у Павла Чухрая (фильм «Водитель для Веры», - прим. Ред.). Это, наверное, были самые ужасные пробы в моей жизни. У меня ничего не получалось, а Чухрай сидел и смотрел. Дело в том, что он эту роль писал для Жени Миронова, который, по каким-то причинам, играть не мог. В общем, во всех моих первых работах мне постоянно приходилось что-то доказывать. В «Звезде» я был странным безэмоциональным персонажем, который смотрит по сторонам грустными глазами. У многих режиссёров было сомнение: артист ли это? Похожее ощущение есть у меня до сих пор. Конечно, мне повезло с партнёрами и режиссёрами, с которыми удалось поработать. Все эти люди, которые могли бы задавить своим авторитетом молодого артиста, наоборот, всячески мне помогали. Учили сразу играть, а не задумываться, правильно я это делаю или нет. Актёрская профессия всегда позволяет хоть чуть-чуть быть каким-то персонажем, учит определённым навыкам. Например, я научился разбирать и собирать пистолет ТТ с закрытыми глазами за 11 секунд. Изучил тактику военного боя, знаю боевую технику времен Великой Отечественной войны, огнестрельное оружие. Скоро у меня будет роль лётчика. И мне пообещали, что будут учить на специальном тренажёре, как правильно совершать посадку самолёта.
Как собака Баскервилей превратилась в болонку
– Когда мы с Андреем Паниным отработали в «Шерлоке Холмсе» 162 смены – это было настоящее актёрское счастье. Холмс у нас острохарактерный, не стереотипный, не джентльмен, курящий трубку. Джентльмен у нас как раз доктор Ватсон, которого сыграл Панин. Ватсон – прекрасный во всех отношениях мужчина, он ходит и курит трубку. Холмс – нервный, слабый, не умеющий драться. Ватсон его всё время учит. Интересна ли мне роль Шерлока Холмса? Я не знаю, чем я зацепил режиссёра, потому что на Холмса пробовались человек 50: и Хабенский, и Безруков, и кого там только не было.
Я долго убегал от этой работы – страшно брать на себя такую ответственность. Во-первых, потому что у нас уже есть советский фильм про Шерлока Холмса режиссёра Игоря Масленникова. Во-вторых, с такими партнёрами по фильму невольно чувствуешь себя неуверенно. Возникает вопрос: а как играть-то? А никто и не знает. Но здесь не классическая история. Конан Дойла практически дописали. Например, собака Баскервилей у нас маленькая болонка короля. В нашем «Шерлоке» есть все персонажи классического произведения, но точки, по которым они развиваются, другие. Например, миссис Хадсон у нас играет Ингеборга Дапкунайте. И у них роман с Ватсоном. С Шерлоком Холмсом Ватсон только потому, что постоянно его спасает, так как Холмс вечно куда-то лезет. При этом он не умеет стрелять, у него нет пистолета. Такой острохарактерный персонаж достался мне впервые.
«Смысла снимать «Мы из будущего-2» не было»
От роли Бормана в фильме «Мы из будушего-2» Данила Козловский отказался. Если честно, сценарий продолжения фильма был не очень хорошим. Мы его переделывали и додумывали по ходу съёмок. На мой взгляд, первая часть логично закончилась, и смысла что-то продолжать не было. Наверное, продюсеры решили ещё раз прокатиться на волне созданного бренда. Играть вместо Козловского было сложно. В первой части же снимался не я! Однако Екатерине (Екатерина Климова, жена Игоря Петренко, - прим. Ред.) очень хотелось сняться в продолжение фильма. Мне тоже предложили. Я прочитал сценарий и говорю: «Отказываюсь!». Я спрашиваю у Екатерины: «Режиссёр тот же?!» Она: «Другой». Я: «Отказываюсь! А партнёры те же?», Она: «Нет». Я: «Отказываюсь!». Сошлись на том, что вместе съездим на Мосфильм и откажемся от участия в проекте. В итоге на следующий день по дороге туда я попал в жуткую пробку. Через полтора часа мне позвонила жена и сказала: «Ты как хочешь, а я подписала контракт». Мне пришлось поехать на следующий день на Мосфильм и сказать: «Вы утверждаете меня на роль, потому что мы с Екатериной хотя бы пара и не будем вместе восприниматься нелепо». Все обрадовались и… согласились.
Досье
Игорь Петренко, актёр театра и кино. Родился в 1977 году в семье советского военного. В 2000 году Игорь Петренко окончил Высшее театральное училище им. Щепкина и был принят в труппу Малого театра. Картиной, которая принесла ему известность, стала «Звезда» Николая Лебедева. Благодаря этому фильму Петренко получил премию «Ника» в номинации «Открытие 2003 года». Среди его актёрских работ фильмы «Водитель для Веры», «Кармен», «Тарас Бульба», «Мы из будущего-2» и другие.