Примерное время чтения: 10 минут
1237

Режиссёр Василий Сигарев: «Главная проблема провинции – Москва»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ в Омске 01/05/2013 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Фото Ольги Минайло

Омск, 26 апреля – АиФ-Омск. Сигарева часто критикуют, говоря, что его пьесы, по которым ставят спектакли и снимают фильмы, – чернуха и безысходность, убивающая желание жить. Сам драматург считает, что молчать нельзя. Что самое страшное в нашей стране – человеческое равнодушие.

В Омск Сигарев приехал в качестве председателя жюри первого национального кинофестиваля дебютов «Движение». Мероприятие под предводительством режиссёра Артёма Михалкова собрало в городе около 400 гостей и тысячи зрителей. За четыре фестивальных дня омичам показали 65 абсолютно непохожих друг на друга фильма. О чём они? О любви, жизни, смерти. О нас, людях.

Фото Ольги Минайло

На войну или к маме?

omsk.aif.ru: – Василий, подобный кинофестиваль, конечно, вещь хорошая. Но если говорить откровенно, то снять и продвинуть фильм в Омске практически нереально. У нас только один человек в городе за свои деньги снимает игровое кино, которое потом можно посмотреть в кинотеатре. У вас в Екатеринбурге ситуация такая же?

Василий Сигарев: – У нас в Екатеринбурге есть киностудия. Я наблюдаю за тем, что она производит уже лет десять. Но за это время мы вместе с режиссёром Алексеем Федорченко сняли фильмов в два раза больше, чем их эта самая киностудия. Здесь дело в том, хочешь ли ты этого? Если человек хочет, он находит любые пути, и нет разницы, в каком городе он живёт – Омске, Москве, Екатеринбурге… Но, опять же, мы деньги получаем от государства, на средства продюсеров не снимаем.

omsk.aif.ru: – Толк вообще от региональных киностудий есть? У нас тут в Омске тоже хотят построить такую к 300-летию города, говорят, кинематограф наконец-то встанет на рельсы и поедет в светлое будущее.

В.С.: – Пока киностудии занимаются сдачей помещений в аренду, то толку никакого нет. А так, наверное, определённый смысл в них есть. Я вообще считаю, что в Москве не должно быть сосредоточено ничего. Там должно сидеть правительство, а люди по регионам -  заниматься своими делами и не ехать в Москву за лучшей долей. Я человек регионального мышления, моя мечта, чтобы всё было сосредоточено в регионах. К сожалению, талантливые люди уезжают в Москву. Потому что талантливые люди обычно знают себе цену и понимают, что должны получать адекватные деньги.

omsk.aif.ru: – Так почему Вы, как талантливый человек, не уезжаете из Екатеринбурга? 

В.С.: – Я вижу, что могу ещё что-то сделать в этом городе. Я сейчас обратился в местное министерство культуры и если нас поддержат, что мы сделаем проект мирового уровня. Без вмешательства федералов. Я очень этого хочу. Я сам люблю предлагать инициативы, идти людям на встречу, показывать тем, кто уезжает в Москву, что и в родном городе можно многого добиться. Лично я ни в одной стране не могу находиться больше пяти дней. За исключением Индии. Но домой всё равно тянет.

omsk.aif.ru: – Это патриотизм?

В.С.: – Это любовь. Мне здесь комфортно. Патриотизм должен проявляться в экстренных ситуациях. Когда мы выиграли войну против Гитлера - это был патриотизм. А вот просто говорить, что ты страну любишь… Когда придёт момент, то вы лучше это докажите. Когда смотришь фильмы про войну, то всегда мысленно примеряешь на себя солдатскую одежду. Если, конечно, это не лживый фильм о войне, как, к примеру «Баллада о солдате». Но там тоже есть, что примерить на себя. Поехал бы ты к маме или на войну? Как бы ты себя повёл в этой ситуации? Я бы лучше к маме поехал. 

omsk.aif.ru: – Вы говорите, что у Вас региональное мышление, оно жить помогает? Наверное, язвы общества, из провинции лучше видны? 

В.С.: – Я знаю кучу московских режиссёров и могу сказать одно – мы в провинции работаем круче. Мы можем заниматься ВСЕМ. В Москве часто можно услышать: вот это нас не касается, и этого мы тоже делать не будем. У нас всё по-другому из-за того, что если у тебя мало денег, ты вынужден уметь делать всё.

omsk.aif.ru: – В чём главная проблема провинциальных городов?

В.С.: – Главная проблема провинции – Москва. Отношение к Москве как к какой-то панацее от неудач в твоём городе. Да, в провинции есть проблемы, здесь нельзя делать какие-то вещи, которые стоят денег, и так далее. Но я верю в то, что вырастет поколение чиновников, губернаторов и мэров, которые сделают всё, чтобы люди не уезжали с периферии.

Фото Ольги Минайло

Внутренний цензор

omsk.aif.ru: – Вы на спектакли по Вашим пьесам ходите? У нас в омском ТЮЗе, кстати, совсем недавно возродили спектакль «Семья вурдалака». Тема наркомании среди молодёжи опять набирает обороты.

В.С.: – Мне уже даже диск дали. Я его посмотрю. Хотя… Мне не очень хочется смотреть «Семью вурдалака». Я их столько уже насмотрелся в своей жизни! Я всегда иду дальше. Если тема для меня отработана – ставлю точку, я это уже прожил. Я лет десять назад бросил смотреть спектакли по своим пьесам, терпения не хватает. Мне не нравится. Понимаете, я отношусь нормально к тому, что делают люди, но это их произведение.  Я к этому никакого отношения не имею.

omsk.aif.ru: – Можно ли остановить эту чуму-наркоманию, если рассказывать об этом в театре?  

В.С.: – Остановить её до конца невозможно. В той или иной степени наркотики всегда будут в нашей жизни. Но они не должны попадать в руки молодёжи. Потому что если тебе, к примеру, 40 лет, ты вольный художник и употребляешь наркотики, то это твой сознательный выбор. Главное, не ходи потом на улицу и не грабь никого. Нюхнул, укололся - сиди дома. У человека должен быть свой выбор. Ещё сейчас с этими спайсами беда, и с курительными смесями, которые даже не успевают вносить в список запрещённых веществ. Нужно на федеральном уровне перекрывать границы с Таджикистаном и другими странами, откуда наркотики в Россию поступают. Я целиком и полностью на стороне Ройзмана (борец с наркотиками, политический деятель. - Ред.), который свои деньги вкладывает в эту проблему. Я с ним дружу.

omsk.aif.ru: – Василий, Вы, наверное, как никто другой из драматургов умеете откровенно показывать на сцене то, что происходит в реальной жизни. Зачем это нужно?

В.С.: – Мне часто говорят, что подобные вещи мы видим по каналу НТВ. Уверяю вас, вы не видите этого! В новостных сюжетах просто говорят: посмотрите что случилось! Но никогда вы не погрузитесь в проблему настолько глубоко, насколько можно это сделать в фильме. У кино есть свойство – оно заставляет тебя смотреть на вещи глазами автора. А в новостях какие авторы? Человек снял сюжет, получил деньги и забыл. Ему вообще не интересно, что он там снимает. Особенно на канале НТВ.

omsk.aif.ru: – Вы сами новости смотрите?

В.С.: – Телевизор у меня включен постоянно, но я его не смотрю. Мне просто нужно ощущение присутствия. Когда ложусь спать, то включаю сериал «Южный парк». Я считаю, что это образец телевизионного искусства, к которому стоит стремиться. Это так талантливо сделано, что ничего подобного я не видел со времен Гоголя. Честно. Всем кажется, что «Южный парк» - это нечто пошлое и очень простое, но это не так. Там такие проблемы поднимаются, я столько узнал про Америку из обычного сериала, сколько ни один русский патриотический фильм не рассказал мне про мою страну. Нужно критически относиться к своей стране, иначе ты просто не сдвинешься с места.

omsk.aif.ru: – И что подвергается критики с позиции Василия Сигарева?

В.С.: – Человеческий пофигизм. Отношение людей к чиновникам. Если общество начало относиться к ним по-другому, то у нас бы такие чиновники исчезли бы. Потому что людям неважно, кто находится у руля страны. При другом раскладе и другом отношении они бы там не появились.

omsk.aif.ru: – Этого уже не изменишь?

В.С.: – Изменить можно всё. Прежде всего нужно менять людей, а не чиновников. Наша власть – это то, чего заслуживает большинство населения. Есть 10% людей, которые с этим не согласны и которые хотят жить в другой стране. Но им не повезло, в том числе и мне. Нам придётся жить в этой стране, с этими людьми, а не с этими чиновниками. Делают-то всё люди. И чиновники тоже люди. Глупо списывать все наши проблемы на них. Мы сами есть своё окружение.

omsk.aif.ru: – Как относитесь к закону, который запрещает мат в СМИ?

В.С.: – Это вообще какая-то невероятная инициатива, которая оказалась дублирующим законом о СМИ вообще. Депутаты умеют придумать законы и имитировать политическую деятельность. Я ни разу не слышал, чтобы в СМИ кто-то матерились, любому человеку понятно, что это невозможно. Всё определяет только внутренний цензор. Если человек или автор пошлый, то его просто никто не будет смотреть или слушать.

omsk.aif.ru: – Вас часто критикуют режиссеры или зрители?

В.С.: – Критикует старшее поколение режиссёров. Говорухин, например, который сидит в Госдуме и придумывает законы, которые нам жить мешают. Нечем заняться человеку, кроме как придумывать нам проблемы в кино. Дай Бог ему здоровье, но к какой критике здесь должен прислушиваться? К маразму? Эта старческая деменция, нужно только пожалеть человека.

Досье

Василий Сигарев, русский драматург, сценарист, кинорежиссёр. Лауреат премий «Дебют», «Антибукер», «Эврика», «Новый стиль». Родился в 1977 году в Свердловской области, окончил Екатеринбургский театральный институт по специальности «драматургия».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах