Денис Павленко – единственный омский режиссёр, чьи фильмы можно посмотреть в кинотеатре. И хоть заработать съёмками картин в нашем городе невозможно, уезжать отсюда молодой человек пока не собирается. Недавно в КЦ «Вавилон» прошла премьера нового фильма Дениса под названием «Кинотеатр».
Плёночная жизнь
Денис Павленко: Старые кинотеатры на одних только показах фильмов не выживут. Нужно открывать в них кафе и бары, какие-нибудь дискуссионные площадки либо сдавать помещения в аренду. Старым кинотеатрам необходима новая аппаратура, но она дорогая, а денег на это городской муниципалитет выделять не будет. Одно только проекционное оборудование стоит около 3 млн рублей! То есть, просто проектор с цифровым ящиком, куда закачивают фильмы. А ведь ещё нужны запасные серверы, новые экраны, со звуком тоже что-то делать нужно… Я снимал новый фильм в КДЦ «Иртыш», так как это кинотеатр моего детства, и мне хотелось сделать ему приятное. Когда я учился в школе, ходил туда каждый день в 9 утра перед уроками. Я помню аншлаги в «Иртыше» утром в будний день на показе «Терминатора»! В понедельник в 9 утра, представляешь себе? Это был 1991 год. Афиши тогда ещё от руки рисовали – целые произведения искусства получались. Кинотеатр хороший, но людей приходит мало, а фильмы показывают старые.
– Нет денег на новые?
– А новые кинотеатры Омску нужны? Их стали открывать в каждом торговом центре, а зачем?
– Кинотеатры в торговых центрах – это очень удобно. Человек в одном месте может и в бильярд поиграть, и продукты купить, а заодно фильм посмотреть. Но вообще омичи так уж часто в кино не ходят. Во многих кинотеатрах с утра отменяют показы, а полные залы обычно собирают мультипликационные или широко разрекламированные художественные фильмы.
Про маньяков и конец света
– Недавно в Омске прошла премьера документального фильма о группе «Гражданская оборона» и Егоре Летове. Его вдова Наталья Чумакова потратила на съёмки и постпродакшен 1 млн рублей. Ты можешь снять фильм за 3 тысячи рублей. Многие люди не понимают, на что можно потратить миллион?
– Съёмка хорошего фильма – безумно дорогой процесс. На одну обработку звука в профессиональной студии уходит до 1 млн рублей. То есть этот миллион можно потратить ТОЛЬКО на звук. Самая простенькая цветокоррекция стоит 200 тысяч рублей. И я уже не говорю про спецэффекты – здесь 1 секунда в русском фильме обойдётся в 3 тысячи рублей.
– Иными словами, хороший фильм можно снять только в Москве?
– При этом у нас в городе с каждым годом становится всё больше фестивалей – то любительских фильмов, то документальных… А кто на них ходит?
– То, что такие фестивали проводят, хорошо, но добровольно на них на самом деле мало кто пойдёт. Те омичи, которые предпочитают обычные кинотеатры, лучше сходят на какие-нибудь «Голодные игры» или очередной ужастик. На фестивале документального кино изначально вход был платный. Сначала 100 рублей, потом 50 рублей, а людей нет. В итоге вообще все показы стали организовывать бесплатно, только бы народ пришёл. Кстати, люди на самом деле стали приходить, но в основном это студенты гуманитарных факультетов, которых сюда приводят преподаватели. Сам я хожу на эти фестивали, но не всегда понимаю логику распределения призовых мест.
– К документальным фильмам сейчас больше интереса у зрителей? Да и снимать их, кажется, несколько проще.
– Короткометражные фильмы сейчас тоже модный жанр. Тебе нравится вкладывать максимум смысла в минимум хронометража?
– Да. Но здесь в пять минут нужно вложить очень многое. Одна из моих короткометражек «Последняя ночь на Земле» очень социальная – про конец света, по рассказу Рэя Бредберри. Там документальная военная хроника, начиная со второй мировой войны, Чечня, Афган, взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке, а в конце – ядерный взрыв. Вот это конец света, когда люди сами себя убивают. Вот об этом нужно говорить.
– А снимать фильмы, что называется, на злобу дня, актуально? О менее глобальных, но тоже важных проблемах?
– Проблема в том, что у нас юмора люди не понимают. Если разоблачать кого-то, то до проката эту картину не допустят. Очень часто люди пытаются искать тайный смысл там, где его нет. Меня в 2006 году хотели отчислить из университета. За съёмку фильма! Студента специальности «фотокинодело»! Я снимал триллер под названием «Злые деревни» в Чернолучье. И одна из газет об этом написала. После в деканате меня спрашивали: чему я учу молодёжь? А если пенсионеры из Чернолучья откроют газету и подумают, что у них в деревне маньяки завелись? Дескать, никто не обратит внимания на то, что это фильм. То есть смысл в том, что в Омской области никаких «злых деревень» априори быть не может.
Про аккорды и историю
– Денис, что тобой движет, когда ты в очередной раз решаешься на съёмку фильма в Омске? Ты ведь ничего на этом не зарабатываешь, а только тратишь и остаёшься в минусе. Внутренняя батарейка ещё не перегорела?
– Я сколько раз говорил себе, что всё, я больше не могу. Каждый раз, когда я снимаю фильм, я думаю, что это последняя картина, которую я делаю в Омске. Но если появляется идея, остановиться очень сложно. О ней нужно рассказать, её нужно воплотить на экране. Один американский режиссёр как-то сказал, что кино – это болезнь, и лучшее средство от этой болезни – снова кино. Если честно, то я периодически перегораю. У меня есть в голове четыре задумки, но реализовать их в Омске на хорошем уровне не получится. Я был в кинокомпаниях в Москве, приносил свои диски. Мне говорили, что идеи у меня хорошие, но бюджета у них нет. В мире российского кино коррупция страшная, и куском «пирога» никто ни с кем делиться не хочет.
– То есть, у молодого режиссёра путь в большое кино закрыт?
– Можно пробить себе дорогу через сериалы, например, устроиться на их съёмки вторым режиссёром. Молодые киношники из провинции голодные до съёмок, готовы работать за копейки. Главное, чтобы у них была возможность что-то делать. Но им необходимо иметь хорошее портфолио, чтобы было понятно, что человек знает, как нужно снимать, монтировать, выстраивать кадр… Образование? На него не сильно обращают внимания. Вот в Европе и Америке вообще образования почти ни у кого нет. Ни у режиссёров Кристофа Нолана, Джеймса Кэмерона или Квентина Тарантино. Последний вообще сценарий «Бешеных псов» написал во время работы в видеопрокате. Стивен Спилберг диплом о режиссёрском образовании получил только в 2002 году. В начале 70-х он просто дважды не поступил в университет. Таланта в нём не увидели. После чего было 30 лет его блестящей карьеры… Если у молодого режиссёра есть возможность покинуть провинцию и уехать в столицу, то ей нужно воспользоваться. Всегда ведь можно вернуться назад. Я сам пытался несколько лет назад уехать из города, жил месяц в Геленджике, но потом всё равно вернулся домой. Город маленький, в котором всё оживает только летом, в туристический сезон. Зато я написал там сценарий фильма про вампиров.
– Я знаю, что скоро ты будешь снимать фильм к 300-летию Омска. Что это будет?
– Фильм называется «Аккорды истории», он запланирован к юбилею города. Сценарии омички Валерии Зикуновой заняли 1 и 2 место всероссийского конкурса «Кинопризыв». Они отмечены спецпризом от КТК «Главкино», утверждены для производства в министерстве обороны РФ. Фильм будет состоять из шести новелл о разных поколениях омичей. Девушка, написавшая сценарий, обратилась ко мне. Почему? Не знаю, она говорит, что не знает больше никого в Омске, кто может начать снимать фильм, а, главное, закончить его.
– Денис, ты уже пять лет снимаешь фильмы и часто сталкиваешь с критикой в свой адрес. Как ты на неё реагируешь?
– Нормально. Было бы хуже, если бы все молчали, значит, это точно никому не интересно. А тут люди интересуются фильмами, они меня знают, а я их нет. Иногда встречается конструктивная критика, я к ней прислушиваюсь. Сейчас больше положительных отзывов, хотя раньше мне часто говорили откровенные гадости. Вот что я людям сделал? Причём оскорбляли не зрители, а будущие режиссёры, у которых не получилось снять фильм и довести какой-то свой проект до конца. И говорят иногда глупые вещи – вот у тебя качество картинки плохое, со светом проблемы. В низкобюджетных фильмах профессионалы никогда не критикуют свет, цвет или звук. Главное – идея и подача этой идеи. Актёрская игра. Постановка кадра. У нас же в Омске любят критиковать. Один из новосибирских режиссёров, приезжавших в наш город, удивился, какие мы все злые. Омск на самом деле немножко злой. Потому что мало людей, которые реально что-то делают, но зато хотят, чтобы всё было идеально.