С театрального фестиваля «Комплимент» в Новочеркасске «Галёрка» вернулась с очередной наградой - актёр Виталий Баусов был удостоен диплома в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Художественный руководитель коллектива Владимир Витько признаётся, что такого успеха он не ожидал.
- Ко мне подходили люди и говорили, что подобного они никогда не видели. Хотя мы просто привезли и показали нашу классику. Мы удивили людей русской классикой в России!
Почему русский театр в нашей стране становится чем-то необычным? Об этом - в интервью «АиФ в Омске».
Бездонный колодец
- Владимир Фёдорович, 21 год назад вы решились и создали в Омске свой собственный театр. Многое за эти годы изменилось?
- Ситуация вокруг меняется. В театр приходят новые формы. Но незыблемо одно - человеческая душа. Во главе угла в нашем театре стоит живой человек, потому что ничего интересней в этом мире я не знаю. Как предмет творческого, художественного исследования человек - это бездонный колодец, из которого можно черпать мысли, идеи, чувства… Человеческая душа - это космос. Мы, русские люди, любим русскую литературу и старый добрый русский театр. Гоголь был тысячу раз прав, когда сказал, что «театр - это не безделица, а кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Потому что… (задумывается) как бы ни было плохо человеку, как бы жизнь его ни угнетала, он всё равно должен понимать, что жизнь - это прекрасно. Она даётся один раз.
- Вы всегда делаете акцент на всём русском, национальном. До русской классики нужно дорасти?
- По первому образованию я филолог. И моими литературными предпочтениями всегда были Шукшин, Астафьев, Белов, Распутин, Куприн… Так называемые русские «деревенщики». Хотя я изучал и читал Кафку, Сэлинджера, Фицджеральда, Хемингуэя. Но ведь мы с вами находимся не в Англии, Франции или Америке. И грош нам цена, если мы не будем жить в России своими счастьями и несчастьями. Мы ничего не стоим в этой жизни, если мыслим независимо от почвы, на которой взращены.
- Неужели никогда не хотелось поставить что-то современное, авангардное, эпатажное, в конце концов?
- Чехов говорил, что всё, что ново, то талантливо. Что такое авангард? Это ведь не обязательно бессмыслица. И нельзя ставить знак равенства между авангардом и абстрактным искусством. Авангард - это совсем другое, то, что витает в воздухе. Но всё равно человек должен на что-то опираться. Любой авангардный художник обязан знать классическое искусство. Иначе он будет нелеп и бездарен. Иногда мне кажется, что авангард сегодня - это то, что нормально. Что идёт на сцене без мата и безо всех патологических и болезненных изысков.
- Почему тогда русский театр исчезает? Почему мы удивляемся тому, чего, казалось бы, у нас должно быть в избытке - песням, танцам…
- Сегодня нужно работать на стыке жанров. Где есть танец, вокал, драма. Но! Это не должно быть опереттой или мюзиклом. Это что-то другое, чему я ещё не знаю названия. И когда всё это соединяется в любви к той литературе, которая лежит в основе спектакля, тогда получается хорошая вещь. Мы ведь создаём спектакль не для самовыражения. А вот когда режиссёр берёт того же Чехова и начинает подгонять произведение под своё понимание окружающего мира, то это грустное зрелище.
Эксперимент с душой
- Вы против театральных экспериментов?
- Почему? Нет. Просто классика всегда будет современной. Потому что человек - психологически субстанция неизменная. Меняется интеллект, цивилизация. А человек как любил тысячу лет назад, так и любит. Отсюда и интерес к театру. Людям нравится наблюдать. Вот стоит человек на сцене и с ним ежесекундно что-то происходит. И во все времена на сцене были интересны не изыски режиссёра, а то, что люди на сцене переживают. Эксперименты - это замечательно, но если там души нет, то это пустое. Мы ведь приходим в театр, чтобы смотреть на самих себя. Но одно дело - кино на экране, а другое - актёр. Вот он, живой, тёплый. А ещё и в зал иногда спускается, его потрогать можно.
Есть такая фраза у довольно циничных представителей театра, что зритель - дурак и ничего не понимает. Глупости всё это. Нужно осознавать, что в зал приходят люди, может быть, умнее тебя в тысячу раз. Они жизнь прожили, у них дети, внуки и парочка открытий за спиной. Приходят они в театр не за тем, чтобы посмотреть, как актёры на сцене кривляются. И я категорически не принимаю того, когда на сцене говорят как в жизни - с матом. Мало ли чего в нашей жизни бывает, неужели всё на сцену тащить?
Досье
Владимир ВИТЬКО, художественный руководитель театра «Галёрка». Родился в 1947 году. Окончил филфак Кустанайского пединститута. Работал актёром в Кустанайском драмтеатре им. Горького, театрах Алма-Аты, Норильска и др. В 1990 году основал театр «Галёрка».