Примерное время чтения: 7 минут
1036

Артем Савинов: «Актёр должен уметь плакать, смеяться и ползать по сцене»

Однако поступить и окончить театральное училище только полдела. Куда сложнее быть одновременно молодым и востребованным артистом. В какой театр примут? Какую роль дадут? Сезон поступления в ВУЗ в самом разгаре. Недостатка в желающих посвятить жизнь сцене факультет культуры и искусство ОмГУ им. Достоевского не испытывает.

О проблемах молодых талантов «АиФ в Омске» говорил с Артёмом Савиновым, актёром театра «Галёрка». Ему 24. За плечами не один десяток сыгранных ролей в спектаклях самого разного уровня. А недавно Савинова отметили на ежегодном омском фестивале «Лучшая театральная работа» специальной премией. Это - его первая награда.

А вы переобулись?

- Артём, очереди из поступающих в театральные институты с годами не уменьшаются. Престиж актёрского ремесла растёт?

- Во всяком случае, не падает. Я поступал в театральный институт в Екатеринбурге в 2004 году. Абитуриентов тогда приехало столько, что во время экзаменов все желающие не то что в общежитии, а даже не улице не помещались. Перед каждым отборочным туром очередь из будущих актёров выходила прямо в переулок…

- При таком ажиотаже возникает вопрос: молодые актёры сейчас востребованы как никогда?

- Востребованы. Но уверенности в том, в каком театре ты будешь играть после получения диплома и свяжешь ли вообще свою жизнь со сценой, нет. Нужно самому звонить по театрам, просить, чтобы на тебя посмотрели… Я про «Галёрку» ничего не знал, кроме того, что здесь играют ребята из нашего института. Потом приехал, поговорил с Владимиром Фёдоровичем (Витько, директор театра «Галёрка» - прим. ред.) и он предложил мне остаться в Омске. Я поверил ему тогда и верю до сих пор.

- Театральный Омск от театрального Екатеринбурга сильно отличается?

- В Екатеринбурге всё по-другому. Там ТАК искусство не любят. Огромный зал драматического театра может быть заполнен в лучшем случае только наполовину. Поэтому у меня глаза на лоб полезли, когда я увидел, что некоторые омичи в театр приходят со сменной обувью! Что у каждого коллектива своя публика. Даже актёров в лицо знают. Безусловно, это приятно.

Сломать амплуа

- Многих будущих актёров пугает мысль, что первую серьёзную роль придётся ждать годами. Как они вообще достаются – большие и серьёзные роли?

- Когда я приехал в Омск, то играл в детских спектаклях поросёнка и стражника. Серьёзные роли не достаются, ты либо её получаешь, либо нет.

- Всё зависит от типажа?

- В институте актёров подбирают таким образом, чтобы все были разными. При этом преподаватели умудряются так выворачивать наизнанку возможности человека, что об одном только типаже говорить глупо. Однажды в институте мне досталась роль Петуха - очень острохарактерная. А на курсе нас, «Петухов», было двое. Получались не репетиции, а самое настоящее соперничество. Кто больше нафантазирует в этот раз? И одновременно с этим мы играли прямо противоположные роли – взрослых мужчин из «Пигмалиона». Актёров нельзя ставить в рамки, и очень странно, если человек всю жизнь играет на сцене однотипных персонажей. Например, Товстоногов в своё время, когда пришёл в БДТ, начал с того, что сломал артистам амплуа. Он заставлял героев ползать по сцене на коленях, плакать, смеяться… Одновременно. Вот это интересно!

- А вам что интересней играть в свои 24 года? Легкомысленных влюблённых или сумасшедших? Я имею в виду ваш моноспектакль «Андрей Ефимыч» по чеховской «Палате №6».

- Интересней было разбираться в человеческой душе, работать с текстом Чехова. Но это не означает, что «Беспечный влюблённый» мне не интересен. Просто моноспектакль «Андрей Ефимыч» - отдельная история. Мы поставили её вместе с Кириллом Витько для конкурса по чеховским произведениям. Премьера прошла в Москве и только после этого была показана омскому зрителю.

- Тяжело оставаться один на один с залом?

- Могу сказать, что когда я после спектакля ухожу за сцену, сажусь на стул, вздыхаю, а потом… иду забирать саксофон со сцены.

- К слову о саксофоне. Актёр должен быть человеком-оркестром? Уметь самому играть на музыкальных инструментах?

- Да. В Москве в театральные вузы приходят поступать дети с балетным прошлым, с несколькими музыкальными образованиями. Поэтому у них больше шансов, так как их не нужно впоследствии чему-то дополнительно обучать. В пятом классе я попал на джазовый концерт Даниила Крамера, в котором участвовал знаменитый саксофонист Георгий Гаранян. И когда я услышал эту музыку, то сказал: «Мама, я хочу играть на саксофоне!». А саксофон вообще до 14 лет детям в руки не дают. Тут требуется определённое дыхание, объём лёгких… Дети сначала играют на блок-флейте, потому что от трёх часов репетиций на саксе можно запросто в астрал уйти – мозг «улетает». Но это здорово, когда актёр умеет делать много вещей. В театре обычно спрашивают: «Ты на этом сыграть сможешь?». Актёр отвечает: «А почему нет?». Я на сцену выходил и с балалайкой, и с виолончелью, и с саксофоном…

Пастернак из Шекспира

- Артём, ваша жена Даниэль тоже актриса. Более того, у вас даже есть спектакль, в котором вы в финале женитесь. Не запутались, где роль, а где жизнь?

- Мы всегда вместе и я уже не знаю, как может быть по-другому. Когда я уехал из Екатеринбурга в Омск, то Даня ещё заканчивала институт, и мы два года жили в разных городах. Вот это действительно тяжело. Когда она приехала в Омск, то коллеги мне сказали: «Наконец-то мы увидели Артёма целиком».

- И напоследок о репертуаре «Галёрки». Он построен на классической литературе. Лично вам современные пьесы по душе?

- Далеко не все современные русские пьесы мне нравятся. Что касается зарубежных авторов, то проблема в том, что их не всегда удачно переводят. Нужно же понимать - то, что читаешь на русском - мысли переводчика. Другими словами, того же Пастернака, составленного из Шекспира. А «Гамлет» на английском языке совсем по-другому звучит. Творческая профессия - это не только талант, но владение гуманитарными знаниями. Я, к примеру, в школе не читал вообще. Когда моя бабушка первый раз увидела меня с книжкой (а это было уже в институте), она спросила: «Что случилось?!». Книжки просто нужно открывать и читать. Я втянулся, но к этому надо было прийти.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах