О народной песне мы беседуем с «атаманом в юбке», бессменным руководителем студенческого ансамбля, преподавателем Татьяной Быструшкиной.
Ставка на казачьи песни
- Татьяна Витальевна, сцена не мешает вашей научной и преподавательской деятельности?
- Наоборот, помогает. Мои научные исследования посвящены сбору и анализу фольклора северных районов Омской области. Темой кандидатской диссертации являются предания и легенды бывшего Тарского уезда. Собираемый вместе со студентами песенный фольклор стал основой репертуара ансамбля «За околицей». Мы сохраняем народные песенные традиции, во многом утраченные сегодня.
- Чем ещё объясняется ваше увлечение?
- Нет ничего красивее и мелодичнее русской народной песни. Мне посчастливилось родиться в семье, где пели все. Детство, студенчество, начало педагогической деятельности в Кемеровской области, откуда я родом, все периоды моей жизни были связаны с песней. Когда в 1988 году наша семья переехала в Тару, которую я полюбила и считаю своей второй родиной, я продолжила выходить на сцену. В 2006 году в филиале ОмГПУ появился ансамбль «За околицей».
- Преобладанием мужских голосов в ансамбле была продиктована ставка на казачьи песни?
- Когда был объявлен набор, то первыми на него откликнулись юноши. Я сначала удивилась, что создался чисто мужской костяк ансамбля, но потом, как говорят молодые, это стало нашей «фишкой». Ребята всерьёз увлеклись народными песнями, и не использовать такой подарок судьбы было бы ошибкой. Казачий фольклор включает в себя многие плясовые, строевые песни, и парни смотрятся при их исполнении очень органично. Недостаток высокого уровня исполнительского мастерства, а он есть, мы стараемся компенсировать зрелищностью.
- Без этого сейчас и на сцену, наверно, не стоит выходить. Да и не попсу вы поёте
- Конечно, без зрелищной составляющей заинтересовать современного зрителя народным творчеством сложно. Я прекрасно понимаю публику, которой нравится, когда мы поём песни задорные и плясовые. Но, по-моему, глубина казачьего фольклора сокрыта все-таки в песнях протяжных. Важно раскрыть эту суть, и мы по ходу концерта как бы подготавливаем зрителя к восприятию более сложных вещей.
Главная проблема - аккомпанемент
- Состав ансамбля постоянно меняется. Одни заканчивают учёбу, другие выходят на дипломные работы, когда им не до репетиций и концертов. Приходится каждый год начинать с нуля?
- Я боялась, что из первого состава никого не останется. Однако костяк сохранился, наши «старожилы» помогают новичкам. Но пока я робею выводить обновлённый коллектив на большую сцену, хотя выступления необходимы - нужно учиться на своих ошибках. Главная проблема - аккомпанемент. Сейчас в Таре единицы умеют профессионально играют на народных инструментах. С нами долгое время работал баянист Николай Мальцев, но он повсюду нарасхват, и мы вновь остались без постоянного аккомпаниатора. Для фольклорного ансамбля живая музыка также принципиальна, как и живое исполнение.
- Лично вашу манеру исполнения песен и романсов называют экспрессивной
- Я не могу иначе. Не могу выступать с радиомикрофоном. Движение руки является продолжением пропетого слова, твоей искренности. Нельзя выходить на сцену без эмоций. Бывает, слушаешь исполнителя, вроде бы не фальшивит, и движения по сцене отрепетированы, но песня не трогает. Внутри нигде ничто не шевельнется. А надо, чтобы шевелилось...