На повороте к деревне Юрлагино, что в Знаменском районе, внимание привлёк небольшой красный флажок, развевающийся на ветру. Привязан он к палке, торчащей из-под снега рядом с указательным дорожным знаком.
Подъезжая к деревне, увидели возле одного из домов на длинном шесте ещё один флаг, но уже значительно большего размера. По всей вероятности, был он когда-то красным, но дожди, снег и солнце оставили на полотнище свой отпечаток. У ворот, собираясь открыть их, стоял мужчина с сумкой в руке.
- Владимир Адамович Борисевич, - представился он и, видя с каким любопытством я разглядываю флаг, улыбаясь, сказал, - 9 мая новый вывешу, я делаю это каждый год. Традиция у нас такая.
Металлический флюгер, прикреплённый на крыше гаража, под порывами ветра крутился вокруг своей оси, словно просил, чтобы и на него обратили внимание.
- По флюгеру и по флагу определяем направление ветра, если, например, восточный - на рыбалку не идем, клёва не будет, - пояснил мой новый знакомый.
К воротам кнопкой прикреплена записка: "Ушёл в магазин в Копейкино". Владимир Адамович дал пояснение и этому:
- Чтобы деревенские знали, где я. Вдруг без меня кто придёт, беспокоиться уже не будет.
Деревня в 7 дворов
Собеседником Владимир Адамович оказался очень интересным. Приветливый, добродушный, он обстоятельно, не торопясь, поведал о жизни в деревеньке. На сегодняшний день в ней проживают одиннадцать человек, двое из них - дачники. Кстати, сам он относится к последним: жил в Омске, работал на заводе, а уже выйдя на пенсию, приехал сюда. И так пришлась ему по душе жизнь деревенская, что уезжать пока никуда не собирается. За пять лет подделал старенький домишко, подправил надворные постройки, увлёкся садоводством и огородничеством.
Жители Юрлагино - пенсионеры. На семь дворов всего одна корова, две лошади, три овцы, 26 кур да несколько пчелосемей. Из всех благ цивилизации, как смеётся Владимир Адамович, остались только свет да телефон. Воду качают сами по мере потребности. Перегорел как-то на водобашне мотор, новый покупали всей деревней. Ближайшие магазин и медпункт в соседней деревне Копейкино. И хотя напрямую до неё немногим более километра, каждый день не находишься. Поэтому, если кто собирается за покупками или за лекарством, накануне оповещает об этом соседей, чтобы по пути и им что-то прикупить.
Живут юрлагинцы дружно, друг другу помогают, проведывают, на дни рождения собираются, на праздники, а иногда и без повода - просто попить чайку. Несут кто что может на общий стол. За ним и прошлую жизнь вспомнят, о нынешней поговорят, бывает, и власти поругают... как без этого. Покидать деревню пожилые люди не собираются, наоборот, возвращаются. Уезжала как-то соседка Борисевича к детям, но не смогла там привыкнуть, вернулась. А места здесь красивые: озеро рядом, Иртыш недалеко... Владимир Адамович говорит, что недавно со стороны озера прямо к огороду лиса подходила, да собаки спугнули лаем. А прошлой зимой повадились зайцы: в саду кору на яблоньках пообглодали, а по осени пообъели качаны капусты. Но не в обиде на них Владимир Адамович и рассказывает об ушастых с улыбкой.
Бабы на завалинке
- А у меня еще и бабы есть! Летом-то они сидят на лавочке, а на зиму я их убираю в сарай. Хотите покажу?
-...?!
Хозяин дома открыл ворота и предложил войти. Сам тем временем направился к сараю и... вынес оттуда две деревянные фигуры. Ярко раскрашенные, широко открытыми глазами смотрели они на своего хозяина, на меня, на лежащий вокруг снег, как бы удивляясь: лето ещё не пришло, а их вынесли из сухого и надёжного укрытия.
Хозяин рассказал, что нашёл "своих баб" у дороги недалеко от Копейкино, привёз домой, отчистил, отмыл, подкрасил. И сейчас они полноправные жители Юрлагино. Летом "сидят" на лавочке вместе с деревенскими и в курсе всех их дел. Любят с ними рядышком отдохнуть и приезжие. Деревянные скульптуры стали своеобразной достопримечательностью деревеньки, а Владимир Адамович говорит, что они охраняют спокойствие в доме и в округе, и называет их домовиками.