Развитие страны во многом зависит от уровня образования населения, качества профессиональных знаний и новых научных открытий. А начинается этот процесс с подготовки будущих студентов к продолжению обучения в вузе.
Сегодня эта задача разделяется на два момента: как лучше готовить будущих студентов к обучению в вузе и как система довузовской подготовки может помочь развитию профильной школы. Об этом мы беседовали с Виктором Полежаевым, деканом факультета довузовской подготовки одного из омских вузов.
- Педагоги высшей школы единогласны в том, что довузовский этап необходим школьнику. На ваш взгляд, школа может дать абитуриенту набор необходимых знаний для поступления в вуз?
- Довузовское образование углубляет и расширяет знания, умения и навыки, предусмотренные основными общеобразовательными и профессиональными программами. Оно формирует положительную мотивацию школьников к творчеству, познанию, готовит их к профессиональному жизненному самоопределению, расширяет сферу общения и поддерживает индивидуальность абитуриента. С введением ЕГЭ встал вопрос о необходимости специальной довузовской подготовки. Практика показывает, что подготовки, полученной в школе, не хватает для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в престижный вуз. Сегодня довузовская подготовка берёт на себя функции по профориентации будущих студентов. Нужно, чтобы абитуриенты знали, какие направления подготовки и специальности будут востребованы в обществе в ближайшее время, и соотнесли это со своими возможностями.
Чем раньше, тем лучше
- Когда стоит начинать готовиться к учёбе в вузе?
- Чем раньше, тем лучше, но, конечно, учитывая предпочтения школьника. Например, учеба в художественной школе для будущего дизайнера может начаться и в 7 лет. Хотя тех, кто занимается дополнительно, среди выпускников существенно больше, чем среди младших классов.
- Неужели к поступлению нельзя подготовиться своими силами? Или здесь существуют такие моменты, в которых помогут только дополнительные занятия?
- Можно готовиться в вуз и самостоятельно, но нет никакой гарантии, что этой подготовки окажется достаточно для хорошего результата. Абитуриенты, обучающиеся на факультете довузовской подготовки, кроме знаний, которые помогают им хорошо сдать экзамены, знакомятся с правилами приема и могут ориентироваться, как лучше достичь цели - поступления на выбранную специальность.
В поисках знаний и друзей
- Что теоретически должен знать абитуриент, завершая подготовительные курсы?
- После окончания курсов он должен знать предмет, чтобы хорошо сдать экзамен, и правила приёма в вуз. Правила меняются. К примеру, в проекте приказа о правилах приёма на следующий год разрешается подавать ограниченное число заявлений (5) на ограниченное число специальностей (3).
- Многие предпочитают не групповые занятия на подготовительных курсах, а репетиторство. Есть ли принципиальная разница в этих системах обучения для ожидаемого результата?
- Если имеются лишние деньги, то их можно потратить на занятия с репетиторами. Они, как правило, более эффективны, чем занятия в группах, но и оплата их стоимости на порядок выше. Однако результат и в том, и в другом случае будет зависеть, в первую очередь, от самого абитуриента. На сегодня квалифицированных репетиторов в городе не так уж и много. Это в основном вузовские преподаватели и опытные педагоги - члены областных предметных комиссий ЕГЭ. У школьного педагога объективно отсутствует необходимый для подготовки абитуриента опыт. Абитуриентам обязательно нужно интересоваться, какие результаты ЕГЭ показали предыдущие выпуски у того или иного педагога.
Напоследок хочу привести ещё один аргумент в пользу подготовительных курсов. Эти занятия всегда веселее, ведь здесь собираются слушатели из разных школ. И, кроме того, на курсах могут найтись друзья не только на время учёбы, а на долгие годы.