Участвуя в акции под названием "Журналист меняет профессию", организованной областным УВД для 22 омских журналистов, я отправилась на "работу" в ОВД Омского района.
На тот момент круг моих знаний о милиции сужался сюжетами нескольких телесериалов. Однако на деле всё оказалось совсем не так. Забросив ноги на стол, здесь никто не сидит и друг друга к "такой-то матери" не посылает. Здесь изо дня в день идёт серьёзная, кропотливая работа над самыми разными делами, идёт борьба за истину и торжество закона.
Женская работа
Первым делом отправляюсь знакомиться с начальником следственного отдела ОВД Омского района. На двери кабинета табличка с указанием должности. Ни имени, ни фамилии. Мысленно представляю эдакого усатого дядю, которому далеко за сорок, с суровым взглядом и вечной сигаретой во рту. Стучусь. И слышу в ответ... женский голос. Удивлённо открываю дверь - вижу совсем молодую женщину, красивую и жизнерадостную.
- Оксана Васильевна, - представляется она.
- Галина, - бормочу в ответ, судорожно пытаясь сопоставить количество звёзд на её погонах с известными мне милицейскими званиями. И понимаю, что Оксана Коломыцына, несмотря на свой молодой возраст, уже подполковник.
- Не удивляйтесь, у нас подавляющее большинство сотрудников - женщины, - говорит Оксана Васильевна. - Так уж исторически сложилось. Во-первых, следственная работа требует повышенного внимания к мелочам, что свойственно женщинам; во-вторых, очень важна самоотдача, что, наверное, тоже больше свойственно представительницам прекрасного пола. Хотя мужчины, которые у нас работают, тоже преданы своему делу. Очень редко наш рабочий день заканчивается в положенное время. Уйти со службы далеко за полночь, а утром снова явиться на работу к 8.00 - нормальное явление.
- А как же личная жизнь? - вопрошаю я.
- Конечно, это откладывает отпечаток, в том числе и на личную жизнь, но кто-то же должен служить закону. Лично я не жалею о сделанном выборе, вы всё поймёте сами, - лучисто улыбается подполковник Коломыцына и приглашает меня на утреннюю передачу дежурства.
Из солнечной Молдовы
В небольшом актовом зале собираются начальники структурных подразделений. Здесь же и начальник ОВД полковник милиции Естай Джангунаков. Дежурный докладывает о происшествиях и преступлениях, зафиксированных на территории Омского района за последние сутки. Руководитель выслушивает доклады ответственных, даёт поручения. Всё чётко, никаких лишних разговоров. Затем начинается та самая работа, ради которой люди жертвуют личной жизнью, свободным временем и собственными нервами.
Первым делом меня приглашают посмотреть, как производится арест подозреваемого. Как называют это сами милиционеры, "9-1" (по номеру 91-й статьи УК РФ). Предыстория: в Красноярке двое пьяных товарищей влезли в дом соседа, стащили оттуда вещи, часть украденного обменяли на бодягу кустарного производства, именуемую в народе спиртом; часть бросили на веранде того дома, где пили этот самый "спирт", а утром уже сидели в милиции.
Главный подозреваемый, Иван, по национальности молдаванин. Живёт в России без гражданства, прописки и документов. Но это не помешало ему родить здесь двоих детей и посидеть в тюрьме. Из заключения Иван был освобождён условно-досрочно, однако теперь ему одна дорога - на нары.
"Места славы"
Захожу ещё в один кабинет и вижу мальчишку в робе цвета хаки. Его зовут Руслан. Ему уже есть 18, но выглядит парень лет на 14. Он сидит и грызёт ногти. Ему очень хочется курить, спать, есть и вообще отправиться домой. Только домой он пойдёт не скоро.
- Три дома в Ребровке обокрали, - рассказывает следователь Лузинского ПОМ майор Ирина Рудова. - Участие в преступлениях принимали ещё двое товарищей - опытных и бывалых. Сейчас вместе с нашим оперативником Романом Гетингом поедем по "местам боевой славы" Руслана.
Милицейская "Волга" мчит нас в Ребровку. Руслан всю дорогу молчит и продолжает грызть ногти.
- Вот посадят тебя на пять лет, будешь знать, - говорит старший лейтенант Гетинг. - Посадят, и правильно сделают.
- Да ладно тебе, - вступается за хлюпающего носом Руслана Ирина Петровна. - Не плачь, Руслан, всё будет хорошо. Постарайся вспомнить, на какой машине были твои подельники, может, они говорили, куда увезли награбленное.
За разговорами доезжаем до посёлка Магистральный, где предположительно проживают подельники Руслана. Взаимодействие между разными подразделениями милиции налажено отлично: сотрудники ПОМ "Магистральный" тут же предоставили своим коллегам из ПОМ "Лузинский" нужную информацию. Был установлен автомобиль, на котором вывозилось награбленное, имя и фамилия одного из подельников, о котором Руслан только и мог сказать, что "у него кроссовки серые", и так далее. На глазах мутная история принимала вполне реальные очертания.
В Ребровке Руслан отдал милиционерам украденный велосипед. Потом мне показали, где дислоцируется Лузинская милиция, а потом я... попросилась обратно в город.
На часах было 20.30. А мне казалось, что я провела с этими людьми целую вечность. Вместе с оперативником мы вернулись в Омск. В своём кабинете меня ждала начальник следственного отдела подполковник Оксана Коломыцына.
Хочу домой
- Как прошёл день? Вам понравилось? - спросила она.
- У вас адская, неженская работа, отпустите меня домой, - только и смогла ответить я.
Целый день на ногах (читатели узнали только о двух историях, но их было гораздо больше). Целая кипа бумаг, в которых важна каждая запятая. Масса народа, которая проходит через каждый кабинет. Как тут не сойти с ума, не знаю. Но человек, наверное, привыкает ко всему, а милиционеры - вообще народ особый. И когда вы смотрите телесериалы, в которых показывают жестоких и беспринципных "ментов", не верьте глазам своим. Хороших всё равно больше. Они такие же люди, со своими бедами и радостями, с проблемами и заботами. Они так же растят детей и так же страдают от нехватки свободного времени, как все мы. Они не железные...