Примерное время чтения: 7 минут
103

Железная дорога начинается с проекта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Омске 29/07/2009

Многие из нас помнят по чёрно-белым ещё фильмам вид старинного поезда.

Сегодня всё это, конечно, в прошлом. И железная дорога внешне для нас, пассажиров, изменившаяся лишь немного, стала совершенно другой технически, безопасной и скоростной. А помогают дороге видоизменяться и совершенствоваться специалисты крупнейшего проектного объединения "Росжелдорпроект", филиал которого в Омске в прошлом году отметил 70-летие.

Мужская работа

Манарбек Абуев пришёл в "Омскжелдорпроект" 15 лет назад молодым специалистом сразу после окончания вуза. Сейчас он начальник сектора топографии.

"Без топографов ни один проект не обходится, мы начинаем, мы и заканчиваем", - говорит Манарбек Дюсембаевич. "Начинается любой проект, будь то реконструкция станции, прокладка новых путей, переустройство - в первую очередь с топографической съёмки. Ведь проектировщику важно с точностью до миллиметра знать, каков рельеф местности. Сравните сами: на гладкой равнине и на холмах одинаково будет путь проложен? Конечно, по-разному. Вот потому от нашей работы так много зависит, здесь ошибаться нельзя".

Основным заказчиком для "Омскжелдорпроекта", безусловно, является железная дорога. Но о хорошей работе топографов наслышаны многие. Совсем недавно, например, производили съёмку при газификации посёлка Луговой Таврического района как предпроектную, так и исполнительную. Часть специалистов сейчас трудится в г. Артышта Кемеровской области - там будут строиться водоочистные сооружения с биологической очисткой стоков. На вопрос, почему так происходит, Манарбек Дюсембаевич только пожимает плечами: "Одним сделаешь, они впечатлениями с кем-то поделились, и нам уже другие звонят. Наверное, нравится результат нашей работы".

Начальник сектора затрудняется перечислить "самые главные" объекты: "Все они главные. Ну вот, например, с предприятием "Омский каучук" постоянно сотрудничаем. Сейчас производим для них инструментальную проверку 25 км путей. В Исилькуле заканчиваем съёмку пограничных переходов с Казахстаном на железной дороге, собираемся на станцию Иртышская... Любой заказ для нас является важным".

Самый "дорожный"

Именно так называет Елена Артёмченко возглавляемый ею сектор пути. Почему "самый дорожный"? Потому что проектирует верхнее строение пути, которое, собственно, и есть железная дорога.

"Раньше подвижной состав был совершенно другим, - говорит Е. Д. Артёмченко. - Сейчас и скорости увеличиваются постоянно, и количество вагонов, следовательно, и новые технические требования к рельсам и шпалам. Сравните: если ещё полвека назад средняя скорость грузового состава составляла 30-40 км/час, то сейчас уже 90; пассажирские вообще развивают скорость 120-140 км/час. Это значит, что нагрузка на пути увеличивается, следовательно, они должны быть более безопасными. А вот как в каждом конкретном случае решается эта задача - это и есть наша работа".

Проект пассажирской платформы, железнодорожного переезда, при необходимости и водоотводов, - всё это делают в секторе пути "Омскжелдорпроекта". Слава о хороших специалистах разлетелась так далеко, что не только "родная" Западно-Сибирская железная дорога, но и многие другие размещают заказы у омичей. Вот, например, на Северной дороге проектировали станции Ярославль-главный, Свеча, Шарья; на Южно-Уральской дороге - капитальный ремонт пути с обустройством переездов; промышленные пути даже на Сахалине проектировали.

Справиться с ответственными заданиями, по мнению Елены Дементьевны, помогает ещё и то, что среди "путейцев" есть как опытные специалисты (ГИП Наталья Бомбина, проектировщики Елена Шалыгина, Галина Пенкина), так и молодёжь. Год назад в коллектив влились три выпускника вуза; они более мобильные, лучше разбираются в компьютерных программах, но ветераны передают им самое главное - бесценный опыт. Потому и качество работ всегда отменное.

Главное - безаварийно

Постоишь на вокзале в ожидании поезда минут 15, и за это время не раз услышишь различные объявления - один поезд прибывает, другой отправляется, по такому-то пути проследует состав - будьте внимательны, а тут ещё и пригородная электричка подоспела... Кто и как справляется со всем этим? Как получается, что при этой кажущейся сутолоке никто никому не мешает? Конечно, есть на это диспетчер и дежурный по станции, но ни один человек с таким объёмом информации не справится. Только система специальных устройств управления движением.

"Наш отдел автоматики, телемеханики и связи не только в институте самый большой, - рассказывает его начальник Сергей Кузнецов, - но и второй по величине после специализированного института "Гипротранссигналсвязь" во всех странах СНГ. Когда-то сцбистов (специалистов по автоматике и телемеханике) в "Омскжелдорпроекте" было всего четверо. Сегодня у нас работают более 130 специалистов, есть и династии".

Именно в этом отделе проектируют то, что позволяет поездам двигаться быстро и безаварийно. "По сути, началом автоматизации на железной дороге послужило желание максимально обезопасить движение и исключить вмешательство человека, - рассказывает Сергей Александрович. - Этот процесс всё совершенствуется, каждый год появляется что-то новое, поэтому необходимо постоянное обновление. Когда мы делаем проект реконструкции станции, то практически все устройства приходится менять, ведь даже то, что было самым прогрессивным лет 10-15 назад, сегодня устарело".

Кстати, сам Сергей Александрович, как и добрая треть сотрудников отдела, пришёл в проектировщики из эксплуатационников. Именно этот сплав теоретиков и практиков позволил отделу "Омскжелдорпроекта" стать на сегодняшний день одним из лучших в стране. "У нас получается взгляд на проблему с двух сторон, - говорит начальник отдела. - И это не может не влиять на выработку лучшего проектного решения. Кроме того, мы привыкли работать быстро, ведь при реконструкции железной дороги её нельзя просто закрыть, скажем, на полгода, как автомобильную, и забыть о ветке, потому сроки у нас всегда сжатые - месяц, два от силы. А так как наш коллектив большой, мы в состоянии решать самые масштабные задачи качественно и быстро".

Эти безусловные преимущества омичей давно оценили не только на Западно-Сибирской дороге, где 90% устройств запроектированы "Омскжелдорпроектом". Омские сцбисты работали и в Москве, и в Забайкалье, и в Армении, и в Казахстане. Так, например, участок Карымская-Забайкальск (дорога на Китай) был полностью модернизирован, а это более 30 станций. "Я даже не могу сказать, где мы не работали, - смеется Кузнецов. - Какую дорогу ни возьми, везде есть наш вклад. Это и Октябрьская, и Свердловская, и Приволжская, и Северо-Кавказская, и Армянская дороги..."

Сегодня институт ведёт переговоры о проектировании промышленных путей в Хакасии, где предполагается большое строительство - около трёх десятков станций.

"К нам пришло много новых проектировщиков, - делится начальник отдела. - Например, ГИПы (главные инженеры проектов) практически все молодые, но возглавляет бюро ГИПов опытнейший Валерий Гарин. Всё знает о передовых технологиях заместитель начальника отдела по качеству Александр Кембель. Главного инженера отдела Леонида Пшеничникова знают и уважают как отличного специалиста не только в Омске, но и по всей стране".

Как говорит сам Кузнецов, он поимённо может перечислить весь отдел - каждый в чём-то уникален и неповторим, а вместе команда работает на "отлично".

...Не боимся мы ездить в поездах, любим их за теплоту, уют и перестук колёс, потому что о нашей с вами безопасности неустанно заботятся те люди, которых мы объединяем словом "железнодорожники". И это не только "видимые" - проводники или машинисты, но и "невидимые" - проектировщики, которые ещё до появления в нашей жизни какого-то поездного маршрута продумали всё до мелочей, чтобы нам, пассажирам, было комфортно уезжать и возвращаться.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах