На площади возле ТЮЗа рядом с Дон Кихотом появится Санчо Панса, сидящий верхом на ослике. На другом конце площади установят мельницу, выполняющую функцию солнечных часов. Рыцарь и его оруженосец будут "идти" к мельнице по дорожке, декорированной мелкими камнями.
Эта композиция должна была появиться ещё в 2000 году. Но тогда возле театра установили только Дон Кихота. Сегодня его автор - известный скульптор Александр Капралов - вернулся к этой идее. Есть проект, предлагающий концепцию планировки всей прилегающей территории. Сейчас его рассматривает руководство ТЮЗа. Кроме того, проект должны одобрить власти. А пока вопрос остаётся открытым, мы беседуем с Александром Капраловым о том, достаточно ли сегодня в Омске скульптур, полезна ли для художников критика и можно ли разбогатеть на "железках".
Герои в прошлом
- Александр Николаевич, если бы вам дали полную свободу действий и не ограничивали в денежных средствах, что бы вы поменяли в облике города?
- Городу нужна скульптура - из мрамора, дерева, железа, бронзы. Она не несёт никакой давящей идеи, которая заложена в любом памятнике. Монументов всяких там героев и антигероев уже не нужно - прошло их время. Давайте пройдём с вами хоть один квартал, и я покажу десяток мест, где можно поставить парковую скульптуру. Практически на каждом газоне. Такая скульптура нужна людям - разная, тёплая. И каждый найдёт свою любимую. Кто в душе предпочитает мягкие линии, белый мрамор, будет отдыхать возле таких. А другой наоборот - присядет около моей "железки". Пусть у человека будет выбор. Надо только что-то делать.
- Каких именно скульптур нам не хватает?
- Ну, например, почему бы Антону Сорокину не поставить хотя бы небольшую, метровую? Ведь великий наш человек! Дом же существует, и возле него можно место найти, и это не так уж дорого. Сделали, например, набережную. Красивая, чистенькая, но пустая. "Оживить" её нужно. И ведь есть разница, что там установить - какой-нибудь очередной громоздкий шар или "посадить" маленькую птичку. Совсем другое восприятие у людей будет!
Не мешайте смотреть
- Город украшают около 15 ваших работ. Но разобраться в "капраловской философии" многим сложно. Не боитесь, что люди так и не поймут, что скульптор Капралов хотел миру сказать?
- Художник - это не мозги. Это сердце и руки. Ему вообще язык надо отрезать, чтобы он говорить не мог (улыбается). Философские идеи можно разбрасывать десятками. Но пусть философией философы занимаются. А наша задача - передать мысль языком искусства - живописи, скульптуры. Не надо зрителю ничего упрощать. И усложнять не надо. Лучше ему не мешать, и он найдёт своё. К 50-летию я делал в Доме художника выставку. Она всего две недели работала, но люди и потом продолжали звонить. Значит, им интересно. А ведь это не красивая, гладкая живопись с помпончиками, а сварной брусовый металл...
- И всё-таки, о чём скульптор Александр Капралов говорит сегодня?
- О том, что всё в мире устроено очень просто. Есть закон человеческий, а есть закон джунглей, по которому прав тот, кто сильнее. Если внутри человека есть крепкий стержень, он переборет закон джунглей.
Металлическая нежность
- Вот вы всё говорите: "мои железки". А в металле можно передать нежность?
- Можно. Это кому что ближе. Дерево, мрамор - не мой материал. Ломать себя я не хочу, тогда это будет не от души. Гладкое и цветное всем нравится. А я буду делать колючее. И пусть любят. Назад дороги у меня уже нет.
- А можно ли прокормиться на одних "железках"?
- Мне много не надо. Я вам скажу, что уровень дохода успешного художника в Омске, который жизнь положил на своё дело, - примерно как у владельца какого-нибудь зоомагазина на 50 квадратных метров. Мы на самолётах летаем, что ли? Не разбогатеешь тут. Кажется, что сложного? Бери сварочный аппарат и вари. Но прежде чем получить то, что есть, столько работ было слеплено из пластилина, вылито в гипсе, потом было дерево, мрамор. А ещё образование, библиотеки. Пустышки сейчас появляются легко - пошёл и купил инструмент. Пока художник встанет на ноги, лет 10 пройдёт. Попробуй лет 10 повари - целенаправленно, с пониманием. А пока учишься, зарабатывай, пробуй что-то ещё, развивайся. Искусство - очень сложный хлеб. Это не та сфера, в которой можно заработать деньги.
"Железный" и "колючий"
- Для мастера хорошо, когда нет однозначно положительных мнений? Нужно ли, чтобы были не только сторонники, но и "недовольные"?
- Вопрос в процентном соотношении. Для меня лично один человек безгрешен - Микеланджело. Об остальных можно говорить. В искусстве всё спорно. Я, наверное, пессимист (улыбается) и на всё смотрю с критикой. В том числе и на свои работы. Знаю, что из ста хороших только десять. У любого художника всегда есть удачные и неудачные работы. Главное, делать и не корчить из себя гения, питаясь хлебом и водой.
- Когда художник столько лет работает с одним материалом, он наверняка оказывает своё влияние на его характер...
- Думаю, нет. Просто это материал, который выражает его внутреннее ощущение.
- То есть вы хотите сказать, что вы - "железный" и "колючий"?
- Я такой (улыбается). Просто стараюсь не говорить об этом, потому что не могу красиво сформулировать свою злость (снова улыбается). Я многого не люблю. Искусство для меня свято, это моя религия, и "проституция" в искусстве меня злит. Не люблю "любителей". Хотя у самого нет академического образования - только худграф. Но профессионализм - это не образование, а то, сколько ты вложил в свою профессию.
Я считаю, что не надо поддерживать молодых художников. Искусство необходимо выстрадать. Художник, выросший в тепличных условиях, - это не художник. Если он не страдал, ему сказать нечего, как бы он ни пыжился. О чем с таким разговаривать? Что он понял о жизни? Кто-то, наверное, подумает, что я резко говорю. Чужое мнение мне неинтересно. Что бы ни сказали, измениться у меня уже не хватит времени. Я делаю то, что делаю, и если за мою жизнь из всех работ будет 30 классных, значит, всё было не зря.