Глядя на этого человека, понимаешь, что с выбором профессии он угадал на все сто. Ни дать, ни взять - доктор Айболит из детской сказки. Только помогает он не вымышленным персонажам, а вполне реальным мальчикам и девочкам. Сергей Кудренко - один из лучших детских хирургов не только Омской области, но и всей Сибири.
И уже трудно представить, что в своё время он мог выбрать совсем другую стезю и стать... военным. Как отмечает сам Сергей Кириллович, в его случае поговорка "Всё, что ни делается, - к лучшему" полностью себя оправдывает.
Не Ломоносов, но всё же
- Вы окончили маленькую сельскую школу. В те времена вариантов у деревенских мальчишек было немного: или в сельское хозяйство, или в армию. А Вы поступили в мединститут. Чем определялся этот выбор?
- Так утрировать я бы не стал. Мне кажется, в наше время у молодёжи было гораздо больше возможностей, чем у ребят сегодня. Если ты хорошо учился, перед тобой были открыты любые двери. В нашу школу приезжали представители лучших вузов Омска: политехнического, педагогического, аграрного, медицинского. Нас приглашали, нас ждали. И я до последнего не мог определиться, какое дело по душе.
Мы жили в Павлоградском районе, и начальник тамошнего комиссариата настаивал на моей военной карьере. Яркими красками рисовал передо мной картины моей счастливой жизни, дальних путешествий. Главным аргументом была возможность посмотреть Ленинград (смеётся) - меня агитировали поступать в Ленинградскую военную академию. Но жизнь распорядилась иначе, и красотами города на Неве я полюбовался несколькими годами позже.
- Значит, аргументы представителей медицинского института стали более весомыми.
- Тридцать лет назад профессия врача была не просто престижной... я даже не могу подобрать нужного слова, чтобы это описать. Доктора, особенно на селе, были весьма уважаемыми людьми, но когда тебе 16 лет, об этом думаешь в последнюю очередь. Я просто чётко понял, что, помогая людям, принесу гораздо большую пользу, чем занимаясь военной наукой.
Когда ждут чуда
- А почему именно хирургия и почему дети?
- Хирургия - это не просто раздел медицинских знаний, это своеобразная философия. И здесь неважно, кому ты помогаешь - взрослому или ребёнку, главное - вернуть человеку здоровье. Правда, у детских хирургов должны быть поистине стальные нервы, ведь когда на операционный стол попадает совсем крошечное существо и его жизнь в твоих руках, ты должен забыть про всё: про сон, отдых, толпу родственников, осаждающих твой кабинет в надежде на какое-то волшебное чудо... И в то же время нельзя оставаться безучастным к чужой беде. Надо понимать, что ребёнок, зачастую единственный сын или дочь, единственный внук, любимый и выпестованный, - самая большая радость и надежда для своих близких, и любое неверно брошенное слово может причинить гораздо больше страданий, чем сам факт пребывания чада в больнице.
- Но, согласитесь, бывает и так, что Вы действительно не можете ничем помочь.
- Я абсолютно уверен и не устаю говорить это своим студентам: бороться надо за каждого пациента, даже если сама надежда на последнем вдохе. Медицина знает немало случаев, когда именно такие не опускающие рук врачи добивались поистине потрясающих результатов. Кстати, в нашем городе такие доктора есть!
- Только по большей части это врачи той самой "старой школы"...
- Вы знаете, профессионализм и небанальный подход к делу в нашей работе подчас не зависят от возраста. Есть молодые врачи, которые могут заткнуть за пояс докторов с многолетней практикой, но таких единицы. Бывает, приходится прощаться со студентом на четвертом, пятом курсе именно потому, что он никогда не станет хорошим доктором, а посредственностей в медицине вообще, а в педиатрии и детской хирургии в частности, быть просто не должно. Наверное, мои студенты считают меня строгим наставником, но иначе никак нельзя. С нас в своё время тоже спрашивали по полной.
Не попадайтесь
- Бытует мнение, что хирургия - самая консервативная область медицины. Строение органов человека не меняется, проблемы одни и те же.
- Знаете, раньше говорили: "Большой хирург делает большой разрез". Сегодня впору говорить о том, что большой хирург должен делать маленький разрез. Проблемы те же - решения новые. Медицинские технологии за последние десять лет совершили качественный скачок, и надо заметить, что на нашей работе это сказалось наилучшим образом. Теперь маленькие омичи даже в самых сложных случаях могут получить квалифицированную помощь в родном городе, главное, чтобы она была своевременной, но это зачастую зависит от родителей.
- В каком плане?
- Надо внимательно относиться к здоровью своих детей. Я не говорю о том, что следует круглосуточно ходить за ребёнком с градусником, но обращать внимание на его жалобы необходимо.
- Вы всю жизнь занимаетесь здоровьем чужих детей, а хватало ли времени на своих собственных?
- А кому из нас хватает времени на общение с семьёй? Мне, наверное, повезло в том плане, что моя семья всегда меня понимала. Кстати, моя супруга тоже врач, и наши дети пошли по нашим стопам.
- Целая династия. А чего не хватает основоположнику этой династии для полного счастья?
- Счастье - сложная категория (задумывается)... Я не могу ответить на этот вопрос. Могу только пожелать всем читателям "АиФ в Омске" и большим, и маленьким быть здоровыми и не попадать в руки хирургов.
Досье
Кудренко Сергей Кириллович. Родился в 1948 году в Павлоградском районе Омской области. Окончил Омский государственный медицинский институт (ныне ОмГМА). Кандидат медицинских наук, заместитель главного врача Детской городской больницы N 3 по хирургии.