- Будущее однозначно за альтернативой, - говорят руководители федеральной службы исполнения наказаний.
Сегодня, по информации ФСИН, к реальным срокам лишения свободы в России приговаривают 32% осужденных. Ещё 10% отделываются штрафами, а 58% по решению суда отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, в том числе условно. Однако такое соотношение скоро изменится в пользу альтернативных заключению мер наказания. Потому что всё, что не связано с заключением: исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, - это настоящие шаги в цивилизацию.
Таких кардинальных перемен от России требует конвенция Совета Европы, такого мнения придерживается Президент РФ. Недавнее совещание в Вологде Дмитрий Медведев посвятил перспективам развития системы наказаний, не связанных с лишением свободы. На местах эту деятельность осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. В нашей области их 39, семь их них расположены в городе.
Недрагоценный браслет
Что такое уголовно-исполнительная инспекция (УИИ)? Это учреждение, осуществляющее контроль за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы. Подвидов альтернативного наказания может быть несколько. Самый современный из них - контролируемая свобода. На сегодняшний день несколько регионов центральной части России проводят такой эксперимент. Минюст предлагает: надо, оставив на свободе, ограничить преступника в перемещениях с помощью электронного браслета, закрепляемого на руке или ноге и подающего радиосигнал. Идея ни в коем случае не коснётся убийц и насильников.
Омск готов апробировать новшество "домашнего ареста". Возможно, эксперимент начнётся в регионе с 1 июля 2009 г. В том, что будущее именно за альтернативными видами наказания, уверен Вячеслав Жидовцов, начальник отдела по руководству УИИ УФСИН РФ по Омской области, полковник внутренней службы.
- Система исполнения наказания стала гибкой. Новшества заставляют сотрудников нашей службы поднимать личный уровень самообразования, модернизируют систему в целом. Система альтернативных наказаний - дорогое удовольствие. Её переоснащение требует больших финансовых вложений и квалифицированного штата. Суммы, которыми исчисляются затраты, в разы выше, чем сумма гранта Евросоюза в три миллиона евро. Но это единственный путь к гуманизации. И Россия его выбрала.
С 2005 года в России начала действовать программа обязательных работ вместо отбывания срока в тюрьме. Этот вид альтернативного наказания касается совершивших нетяжкие преступления (мелкое воровство, драка). Наказание измеряется в часах. Минимум - 60 часов, максимум - 240.
- Сейчас уже можно сказать: обязательные работы как вид наказания оправдали себя. На практике реализация этого новшества прошла более чем удачно, - комментирует майор внутренней службы Марина Сключенко, руководитель УИИ N 7 Ленинского округа.
Проблем с трудоустройством таких осужденных нет. Обязательные работы не нуждаются в оплате, поэтому предприятия берут таких работников с удовольствием. Тем более, что трудятся осужденные на славу: "схалявить", как это можно на обычной работе, рискованно: обязательные работы могут заменить на реальное лишение свободы.
Труд исправит
Исправительные работы - другое. С трудоустройством таких осужденных у инспекций бывают сложности. Несмотря на то, что труд этот считается неквалифицированным, он должен оплачиваться работодателем в полной мере. Осужденные работают в том же режиме, что и другие сотрудники, с той лишь разницей, что часть их заработной платы - от 5 до 20% - уходит в пользу государства (процент определяет суд). В условиях кризиса вопрос трудоустройства таких граждан попросту зашёл в тупик. Руководители предприятий и организаций и раньше не горели желанием брать осужденных на работу. А трудоустроить осуждённого к исправительным работам инспекция обязана в 30-дневный срок. Майор внутренней службы Ольга Губарева, начальник УИИ N 10, основную надежду возлагает на муниципальные учреждения:
- Летом "помогают" рабочими местами в парках культуры, скверах, в домах ребенка, детской больнице N 3, роддоме. Бывает, что осужденные по истечении срока остаются работать на местах.
Практически уникальный случай, когда директор частного предприятия сам вышел с инициативой и взял к себе на работу сразу 30 человек. За год работы ни одного нарекания, полная дисциплина.
Работа на результат
Нюансов в работе уголовно-исполнительных инспекций масса. Взять тех же наркозависимых. Этих людей общество презирает, считая, что их судьба ясна наперёд. В то время, как процент таких условно осужденных велик и доходит до 20%. Среди них есть как мужчины, так и женщины.
Омские уголовно-исполнительные инспекции нашли выход на местах, наладив тесное сотрудничество с общественными организациями. Вот уже два года подряд районные инспекции УИИ работают с религиозным центром "Преображение". Есть первые результаты.
В августе 2008 года Наталью Горьеву, мать троих детей, осудили за воровство. Наташа - наркоманка и алкоголичка. Лишена родительских прав. Несмотря на это, суд был милостив и вынес ей условное наказание. Сегодня 29-летняя женщина пришла к инспектору в УИИ N 10 Советского округа на "отметку".
- Я больше не пью. Не колюсь больше полугода. После того, как попала в реабилитационный центр, моя жизнь изменилась. Я понимаю, что если бы села в тюрьму, все было бы по-другому. Спасибо.
Родные Наташи, увидев перемены, разрешили ей видеться с детьми. Теперь все мысли женщины заняты тем, как в будущем вернуть себе детей.
И за два года таких примеров по службе УИИ десятки. Работа есть, есть результат. Так, количество осуждённых в воспитательных колониях, исправительных колониях строгого и особого режимов за последние два года по России сократилось примерно на 150 тысяч человек. Хотя правозащитники глубоко уверены, что положительный эффект всей реформы системы УФСИН измеряется далеко не цифрами, а судьбами тех людей, которым государство дало действительно реальный шанс на исправление.