В этом музее экспонаты можно трогать руками. Их разрешают гладить, проверять на вес, нюхать, даже целовать, если вдруг захочется.
При первом взгляде небольшая комната со стендами, на которых сверху до низу аккуратно разложены кирпичи, кажется странной. Через пять минут - тёплой и уютной, а после экскурсии - почти что родной.
Музеи кирпича в нашей стране существуют в Санкт-Петербурге, Москве и на Урале, а с 2006 года и в Омске. В стенах института новых технологий и автоматизации промышленности строительных материалов разместился настоящий "мини-оазис" кирпичного производства, а по сути, история целой отрасли экономики города Омска.
Он даже в гербе
Эту уникальную коллекцию помогали собирать историки-краеведы, сотрудники института, даже простые жители города иногда предлагают новые экземпляры. Сейчас здесь более 130 образцов кирпичей и керамической плитки XVIII-XXI веков.
- Нам хотелось создать пространство, в котором бы витал настоящий музейный дух, - рассказывает Григорий Шаевич, исполнительный директор института. - Пригласили к сотрудничеству кафедру музеологии ОмГУ. С посетителей денег не берём. У нашего музея воспитательная роль - показать, какой у нас город красивый, что в этом городе сделано за века, чем он сейчас живёт.
Кстати, экскурсию здесь готовы провести даже для одного посетителя.
- Тема для нас, гуманитариев, была далёкой. Кирпичи - это же всё равно что тёмный лес, - говорит Алексей Свитнев, преподаватель кафедры музеологии ОмГУ. - А оказалось, что кирпич способен рассказать всю историю города Омска. У нас он даже на гербе изображён.
"Тут для вас кирпич"
В тот момент, когда один институт обратился за помощью к другому, в коллекции было уже около 40 образцов, приобретённых у омского художника-коллекционера Николая Перистова. Сотрудники института в дело включились очень быстро и начали сами собирать кирпичи. Узнают, что где-то строители разбирают старое здание - сразу туда, там наверняка что-то интересное можно найти. Так появилось несколько кирпичиков из дома, где жил поэт Роберт Рождественский. Дома сегодня не существует, а материал, из которого он был когда-то построен, хранится в музее.
Слава коллекции уже выросла настолько, что теперь институт иногда даже специально информируют, мол, такое-то здание реконструируется, может, для вас что-нибудь любопытное найдётся. Когда в прошлом году шла реконструкция здания таможни, в институт позвонили и сообщили, что рабочие уже отложили для музея кирпичи...
В честь победы
Кирпичи в коллекции собраны совершенно разные. Некоторые - рядовой образец эволюции кирпичного дела, некоторые - уникальные, некоторые - настоящий эксклюзив. К ним относится, например, кирпич из старейшего кирпичного здания в регионе - стены Спасского собора в Таре, построенного в 1755 году; кирпич из Тобольского кремля, возведённого пленными шведскими офицерами с отпечатком "трудовой руки" одного из них. Есть и "заморские" экспонаты - из Турции, Греции. На стендах музея можно найти кирпич с выцарапанным на нём словом "мир" - так работники кирпичного завода в Тюкалинском районе радовались известию о победе в 1945 году.
Что бы мы делали без Петра I, который подглядел в своём путешествии, как голландцы кирпичи делают? Правда, несколькими веками позже Хрущёв точно так же "подглядел", как европейцы строят дома из железобетона, и старый добрый кирпич был объявлен "вне закона". Строители даже шутили, что Никита Сергеевич исключил красный кирпич из партии.
Сегодня наблюдается в кирпичном деле ещё одна тенденция: из стройматериала он превращается в материал для отделки. Но этот маленький красный кусочек обожжённой глины очень живучий. Он выдержал на своём веку многое и доказал, что достаточно крепок и способен пережить все тенденции и веяния моды, сохраняя своё главное предназначение - создавать историю.