Молодая девушка-инвалид при помощи сопровождающего осторожно въезжает в салон автобуса по "трапу". На это уходит несколько минут, однако водитель ждёт, и пассажиры не ропщут.
Может быть, потому, что вокруг полно репортёров, которые вместе с Мариной Филь, председателем правления Омской городской общественной организации инвалидов "АПЕЙРОН", проводят своеобразный эксперимент - проверку низкопольных автобусов, купленных для перевозки, в том числе и инвалидов-колясочников. А вот будут ли они так же молчать в час "пик", когда на работу опаздывают или когда в толчее потребуется подвинуться, освободив место для коляски?
Жизнь облегчат
"Я часто передвигаюсь по городу, - говорит Марина Филь, - поэтому такие автобусы, несомненно, облегчат мне жизнь". От обычного городского транспорта новые автобусы отличаются некоторыми конструктивными особенностями. Во-первых, это низкий уровень пола в передней части автобуса и отсутствие входных ступеней. Во-вторых, специальное оборудование для посадки инвалида-колясочника - трап в проеме средней двери, автоматически опускаемый либо водителем, либо рядом находящимися людьми. И, в-третьих, система книлинга, благодаря которой автобус может "приседать", чтобы человек с ограниченными возможностями мог въехать в салон. Сотрудники департамента транспорта говорят, что сейчас разработано 30 маршрутов с учетом пожеланий инвалидов, и проходить они будут в большинстве случаев через больничные городки и поликлиники. Время прибытия на конкретный пункт можно узнать в департаменте транспорта. К тому же график работы новых автобусов был выслан в 28 общественных учреждений.
Однако всё ли так гладко, как вещают чиновники? Новые автобусы при всей их пользе для инвалидов (которые, как мы знаем, ездят в них крайне редко), очень неудобны для всех остальных. Нет ступенек, значит, подняты выше сиденья, и на них бабушки-дедушки (которые составляют основной контингент в муниципальном транспорте) просто не могут взобраться! Так кому жизнь облегчили покупкой этих 100 автобусов?
Обратная сторона медали
Дмитрий Крюков остался без ног пару лет назад. Употребить по отношению к нему затертый речевой штамп "все эти годы он был прикован к инвалидному креслу" нельзя. Потому что его инвалидное кресло всё это время сиротливо стоит в углу в... разобранном состоянии. Причина проста - Дмитрий живет на четвертом этаже, а лифта в его доме нет. Для того, чтобы спуститься вниз, ему необходима помощь двух физически подготовленных мужчин. "Вот вы про автобусы говорите, - усмехается Дмитрий, - а ведь для многих инвалидов самая главная проблема в том, что элементарно выбраться на улицу нет никакой возможности. В Омске инвалидам-колясочникам невозможно в нормальных условиях попасть даже в специализированную, заметьте, поликлинику. Нет пандусов. Нет широких лифтов. Вообще ничего нет. Почему на это никто не обращает внимания? Плюс ко всему медицина человека без ног не может признать инвалидом на протяжении восьми месяцев. Такой вот парадокс. А вы - автобусы...".