Заросший пришкольный участок за короткий срок превратился в цветник, сад и огород. Через пару месяцев здесь можно будет собирать первый урожай. А пока ученики гимназии N 69 и их родители готовятся к участию во "Флоре-2008".
Целый проект по преобразованию пришкольного участка разработали ученики гимназии под руководством учителя географии и экологии Елены Архиповой. Дело затеяли непростое, ведь участок со всех сторон окружён магистралями и многие годы впитывает выхлопные газы и грязь. Деревья и кустарники, посаженные ещё в начале 1960-х годов, давно постарели и стали засыхать. К тому же когда-то рядом располагался мыловаренный завод. Предприятие, естественно, выбрасывало отходы, и почва пропиталась ими настолько, что уже ничего на ней в принципе вырасти не могло. Так, чтобы посадить на участке обычную тыкву, почву приходилось не лопатой вскапывать, а ломиком. Ручной труд и забота победили: тыква выросла...
Озеленив территорию, авторы проекта решили сразу несколько проблем: школьному двору добавили красоты и уюта, воздуху - кислорода, а детям - чуть больше здоровья. И всё это без единой муниципальной копейки. Фонд школы выделил небольшую сумму на покупку перегноя. Всё остальное, что появилось на участке, было создано, принесено, посажено, удобрено и взрыхлено руками детей и их родителей.
- Мы мечтаем создать экологический мини-центр, который назывался бы "Радость" и обслуживал не только две школы - N 69 и N 115, но и два детских сада, расположенных рядом, и весь микрорайон, - говорит Елена Архипова, руководитель проекта, учитель географии и экологии. - К тому же работа в саду позволит детям выращивать растения, собирать урожай, видеть результаты своего труда. А то, что вырастет, мы отдадим нашим поварам, в столовую, чтобы они для ребят компоты варили.
А варить и правда будет из чего. На участке посажены вишня, слива, виноград, яблоня, груша, облепиха. Урожай фруктов, конечно, ждут не в этом году. Но вот маленькие помидорки, кабачки и тыковки уже совсем скоро созреют.
Этот цветник-сад-огород делался в полном смысле слова всем миром: семена, вторичный материал для декоративных украшений, краска, кастрюли, тазы, пластиковые бутылки - ребята (от пятиклашек до старшеклассников) и родители приносили из своих "личных" запасов кто что мог. Даже стружку от спиленных старых деревьев использовали как вторсырьё.
Мальчишки сконструировали скворечники для птиц, разрисовали коряги; из пней, с которыми уже, казалось, остаётся только смириться, сделали забавные малые формы.
Работа по благоустройству участка, по сути, только началась. И с течением времени на нём планируют разместить ещё много-много всего.
- У нас совершенно нет места, где родители могли бы ждать после уроков детей, где бабушки и дедушки могли посидеть. Поэтому мы запланировали зону отдыха с домиком-теремком, беседками, скамейками, - рассказывает Елена Архипова. - Будет у нас и аллея выпускников, на которой каждый класс, уходящий из школы, сможет посадить своё дерево. Хотим сделать маленький дендропарк, ещё на одном участке посадить те растения, которые характерны для трёх природных зон - тайги, степи и лесостепи. Всё осуществимо, всё реально. А дети будут знать названия растений, причём таких, которые не растут в Сибири, познакомятся с технологией посадки, со структурой почвы.
Мечтает школа N 69 разве что о мотокультиваторе да о газонокосилке, чтобы с плохой почвой, травой и сорняками успешно воевать. А ещё о том, где взять пять тысяч рублей хотя бы на одну скамейку...
Смотрите также: