В честь трёх амурских тигров и недавно родившегося тигрёнка в Большереченском зоопарке скоро устроят праздник - День тигра. В сентябре такой же праздник сделают и для бегемотов, старшему из которых исполнится 20 лет. Для именинника сотрудники приготовят большой торт из овощей и фруктов.
"Вообще-то мы День какого хотите животного можем организовать", - улыбаются сотрудники зоопарка. Возможно, когда-нибудь здесь пройдёт День зубра, а может, и День крокодилового каймана. Тем более, что не так давно здесь появились и маленький зубр (которого, кстати, с нетерпением ждёт в соседнем вольере самка зубробизона), и сразу два крокодиловых каймана.
Чтобы переехать из Липецкого зоопарка в Большереченский, полугодовалому зубрёнку Мускату пришлось преодолеть на самолёте и автомобиле более четырёх тысяч километров. В Липецкий же зоопарк, в свою очередь, отправились большереченские лебеди и красные и чёрные волчата, родившиеся в этом году. "Если животные размножаются, а особенно редкие, - это хороший показатель работы зоопарка, - говорят сотрудники. - Значит, здесь созданы приемлемые для них условия".
Кстати, тигрёнок, родившийся месяц назад, (его назвали Маем), уже успел стать большой знаменитостью. Казалось бы, ничего необычного, тигрёнок как тигрёнок. А его "звёздность" выросла по одной причине: выкармливает малыша не родная мама, которая от него отказалась, а обычная дворняжка. Собака кормит своих щенков, не обделяя молоком и тигрёнка, ставшего им "молочным" братом.
Пока ещё "кайманчики"
В отличие от Муската, два крокодиловых каймана добирались до нашего региона не так долго - из Пермского зоопарка. Хищники всегда вызывают большой интерес у посетителей, и кайманы вряд ли станут исключением. Хотя сейчас они ещё не кайманы, а скорее, кайманчики - маленькие, шустрые и прожорливые. На первый завтрак они получили по маленькой мышке. Потом, чтобы разнообразить меню, им приносили рыбу и цыплят. Глядя на абсолютно безразличных к жизни за стенами аквариума братцев-кайманчиков (или сестричек - это ещё пока неизвестно), даже и не верится в их хищный характер.
Если зубр попал в Большереченский зоопарк по обмену, то крокодилы - это подарок пермских коллег.
- Мы приобретаем животных, обмениваясь с зоопарками нужными нам видами или особями, - объяснила Светлана Баловацкая, заведующая информационно-методическим отделом. - Иногда покупаем животное или продаём сами. Но имеем право проводить обмен или продажу только с зоопарками и цирками при наличии соответствующих документов, лицензий. С частными лицами мы не работаем и просто так, неизвестно куда, своих зверей не отдаём.
Слона не потянем
Очень хотелось бы Большереченскому зоопарку приобрести зебру. А лучше сразу пару. С популярностью этого зверя у посетителей тут, конечно, не прогадают. Но далеко не всегда "знаменитость" окупает затраченные не неё средства.
- Популярен будет и слон. Но сможем ли мы его содержать, создать необходимые условия, обеспечить пищей, которая ему требуется? - рассуждает Светлана Баловацкая. - Если коала ест только листья эвкалипта, мы, даже создав ей условия для жизни, не сможем её прокормить. А посмотреть на неё было бы интересно любому посетителю.
Кстати, с 2001 года Большереченский зоопарк - член региональной ассоциации зоопарков и аквариумов. Вступив в ассоциацию, зоопарк получил специализацию - сохранение видов Сибири и Дальнего Востока. Экзотические животные идут здесь второй строкой. Так что уж если кто и будет недоволен, что в Большеречье нет коал или слонов, сотрудникам есть что возразить: "Специализация не наша".
Усыновить бегемота?
То, что в других зоопарках давно развито, в Большереченском только начинает внедряться. Это возможность стать опекуном какого-либо животного, которую сотрудники готовы предоставить как юридическому, так и физическому лицу.
- В Москве практически у каждого животного, включая даже морских свинок, есть свой спонсор, - говорит Светлана. - В нашем регионе люди очень неохотно идут в меценаты. Средства на кормление животных у нас, конечно, есть: мы государственное учреждение, и их содержание заложено в бюджет. Но на улучшение условий этого содержания мы должны зарабатывать сами.
Билеты стоимостью 60 рублей на ребёнка и 90 на взрослого большого дополнительного дохода не могут принести. Что бы там ни говорили, цена более чем демократичная. А по программе "усыновления" животных зоопарк мог бы не только улучшать условия жизни имеющимся жителям, но и приобретать новых.
Похоже, свой опекун появился у бегемотов. Заботу о нём пожелало взять на себя одно крупное омское предприятие. И бегемоты, кажется, этим очень довольны.
Смотреть можно. Кормить нельзя
Всё бы хорошо, да вот только посетителей никак не научить правилам хорошего тона в общении с животными. Каждый норовит сунуть в клетку какой-нибудь... продукт. На деле продукт оказывается не чем иным, как "чем попало": хлебом, мороженым, чипсами, травой, которая растёт возле вольера.
- У животных есть утверждённый рацион. Он у каждого свой и зависит от возраста, пола, времени года, - поясняет Светлана Баловацкая. - Животное можно просто перекормить, и зоопарк его потеряет.
Так, может, стоит санкционировать желание посетителей "пообщаться" с живой природой? Самим выдавать то, что будет съедобным и не навредит зверям?
Однако сотрудники не считают, что это выход: смотреть можно, кормить - категорически нельзя.
Опыт показывает, что посетители делятся на две категории: те, которые это понимают, и те, которые не понимают. Последних, к сожалению, большинство.
Кстати
В Большереченском зоопарке существует зоотерапия - специальные занятия для детей-инвалидов. Ребята со сложными заболеваниями могут общаться с безопасными животными под присмотром сотрудников зоопарка и психологов. Занятия абсолютно бесплатные, а эмоции, которые получают дети от зоотерапии, заменяют самые эффективные лекарства. В данный момент здесь разрабатывается ещё одна программа - иппотерапия, то есть лечение через общение с лошадьми.
Смотрите также: