Примерное время чтения: 5 минут
99

"Звезда" - это всего лишь "аванс"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Омске 11/06/2008

"Здесь так неотступно борются за то, чтобы был театр, был свой дом, что я тоже начинаю надеяться и ждать вместе с этими людьми. Ждать, когда построят новое здание, а рядом с ним, может, и станцию метро. И очень хотелось, чтобы она называлась "Театр "Галёрка".

А пока режиссер Санкт-Петербургского Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова Андрей Максимов ждёт и одновременно работает с труппой над новой постановкой "Поздняя любовь" по пьесе Островского.

- Когда художественный руководитель "Галёрки" Владимир Витько предложил мне поставить Островского, я перечитал пьесу и понял: я очень хочу сделать этот спектакль. Потому что современно, потому что гениальный автор, потому что потрясающий язык. Омск всегда был театральным городом. Здесь делают спектакли вне формата "не для всех". Зрителю важно узнать в происходящем на сцене себя, увидеть человеческую жизнь и человеческую правду. Тогда будет отклик. Однажды я смотрел спектакль в ТЮЗе про то, как фашисты допрашивают Зою Космодемьянскую. Не очень было похоже на правду, и текст был тоже не очень. И вдруг какой-то мальчишка вскочил со своего кресла в зале, подбежал к авансцене, со слезами на глазах бросил в фашиста булку, которую ему мама в антракте купила, и сказал: "Уйди, гад!"... Вот что значит вызвать в зрителе сопереживание. В Омске человек приходит в театр именно сочувствовать. И мы ставим "Позднюю любовь" Островского. Потому что это про чувство.

На сцене "сквернослов"

-Как вы считаете, нет опасности, что театр вытеснится чем-то более легким, антрепризой, например?

- Не думаю. Антреприза живёт, чтобы не правду про человека говорить, а слащаво угождать. Всё это временно. Да, зритель бежит смотреть на "большого", "живого" артиста. Но "живой" артист в антрепризе часто разочаровывает.

- Разве большой артист не должен себя уважать и не допускать разочарований, даже если он на сцену выходить исключительно денег заработать?

- А он ещё как уважает. Просто дело не в артисте. Часто продюсеры на роль в антрепризе назначают не того, кто для неё подходит, а того, на кого пойдёт зритель. А когда актёры не подходят к ролям, к своим партнёрам, то тут даже талант не поможет. В итоге нет ни актерского ансамбля, ни спектакля, только набор известных имен. Очень редко бывает так, что всё совпадает.

- Кстати, недавно фигуриста Алексея Ягудина пригласили сыграть в спектакле роль президента. На сцену выходят знаменитости, которые абсолютно ничего в актёрской профессии не умеют. Это нормально?

- Знаете, даже у Кирилла Лаврова, уже ушедшего из жизни, не было профессионального образования. Сейчас всякое бывает. Валерий Гергиев, например, позвал в оперную постановку певца Сергея Шнурова...

- И это оценят?

- А почему бы и нет? Кто-то наверняка пойдёт специально для того, чтобы посмотреть, что там этот "сквернослов" делает. Конечно, звать знаменитость в спектакль, когда она там совершенно ни к чему, - ерунда. Когда генерал Лебедь баллотировался в губернаторы Красноярского края, он пригласил Алена Делона на выборы, чтобы тот ему "помог"... Это полный идиотизм. Но вообще театр должен искать что-то необычное. Хулиганство я всегда почитал (улыбается).

"А я притворюсь зрителем..."

- Дима Билан позвал на "Евровидение" Евгения Плющенко. По-моему, это из той же серии...

- Нет, во-первых, они друзья. А во-вторых, это интересно и необычно смотрится. Хотя очевидно, что всё делалось "на победу".

- Вы упомянули Кирилла Лаврова. В последнее время слишком часто мы прощаемся с великими артистами. А есть ли у нас сейчас те, кто со временем может стать новыми "великими"?

- Конечно, есть. В стране с такой богатой культурой не может быть угасания. Правда, сегодня слишком много артистов-"звёзд", а "звезда" - это всего лишь аванс. Но зрителя не обмануть, ему уже качества хочется.

- А вам, прежде чем начать репетиции, нужно понаблюдать за публикой, на что и как она будет реагировать, чтобы потом точнее "попасть"?

- Нет, я лучше сам притворюсь зрителем, сяду в зал. И там, где я буду сочувствовать, плакать или смеяться, наверняка будут плакать и смеяться и другие. Нельзя упрощать, рассуждая, что зритель - простак и ничего не поймет. Нельзя ставить "для умного" и придумывать такие загогулины, которые и сам плохо осознаёшь... Надо просто научиться доверять самому себе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах